Во-вторых, в семье формируются базовые личностные качества и социальные чувства детей духовно-нравственной и патриотической направленности.В период доминантного воздействия семьи (от рождения до 10 лет) формируются основные духовные и патриотические ценностные ориентации; закладывается отношение к религии; формируются основы нравственно-правового поведения. С позиций формирования духовности и патриотизма у детей очень важно, чтобы семья воспринималась не только как семейная группа из 2-4 человек, а как социальная группа родственников, связанных кровными узами по вертикали и по горизонтали, т.е. как родство поколений и совокупность всех родственников — как живых, так и мертвых. Важность этого связана с необходимостью знать свои корни, свое происхождение, ощущать свою причастность к будущему. Семейная родословная — неисчерпаемый источник патриотического воспитания детей и подростков.
В-третьих, в семье формируются навыки социально полезной духовной и патриотической деятельности. Воспитание в семье позволяет осуществлять социализацию личности ребенка, с одной стороны, через адекватное отражение в его сознании и по- ведении традиций, обычаев, привычек, нравов, уклада, с другой — посредством критического осмысливания ребенком своей позиции в системе семейных отношений, их анализа, оценки и самооценки.
В-четвертых, семья обладает мощнейшим потенциалом естественного, гуманистического социализационного воздействия на подрастающее поколение. Семья в отличие от других социальных институтов способна незаметно (исподволь), но весьма действенно формировать у детей человеческие чувства к своим родителям, дедушке, бабушке, членам семьи и через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству. Эмпатийное переживание ребенком конкретных семейных связей, поддерживаемых мощным фактором — инстинктом, является самым уникальным средством и источником для возникновения и укрепления чувства связи с обществом, своим народом, всем человечеством. Эти общечеловеческие связи представляются детьми, прежде всего по аналогии с семьей, с родственными связями. Наличие естественной теплоты любви и сердечности в семейном общении и в отношениях служит мощным фундаментом для формирования нравственно-эмоциональной сферы личности детей, особенно в сложных переломных социальных условиях, когда уровень морального развития общества противоречив и когда дети в силу жизненной неопытности не подготовлены к тому, чтобы сделать правильный выбор между общечеловеческими качествами гуманистической морали (гражданственностью, патриотизмом, уважительностью к родителям, старшим, соотечественникам ко всем людям планеты и их культурам. трудолюбием, гуманностью, добротой, милосердием, честностью. добропорядочностью) и антиобщечеловеческими проявлениями (национализмом, неуважительностью. неуживчивостью, негуманностью. немилосердием, бесчестностью и непорядочностью). Преимущественно семья, семейные родственные связи и отношения очеловечивают поступки и действия детей. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству. Социально- воспитательный задел, осуществляемый семьей, развивается в дальнейшем в деятельности образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективов. культурно-просветительских учреждений, общественных организаций. Семья как базисный социальный институт является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека. Она играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Родители, включаясь в жизнь класса, должны понять, что помощь ребятам состоит в том, чтобы показать и научить, как надо сделать то, чего они еще не умеют делать, разъяснить, подсказать, проконтролировать их деятельность. Учитель должен подробно рассказать родителям, что они должны делать и предостеречь их от одной очень распространенной ошибки. Нередко родители не столько помогают, сколько подменяют детей, делают работу вместо них: сами сделают стенную газету, изготовят эмблемы для класса. Можно привлекать родителей к проведению бесед с детьми. Это прежде всего рассказы родителей о своем труде. Помогая готовиться к беседе, учитель говорит о том, какой должна быть беседа по времени (15-20 минут), вместе с выступающим определяется основное содержание беседы, отбираются яркие и доступные детскому пониманию факты. Говоря о своем труде, родители должны рассказать о том, чем они занимаются, какую продукцию выпускает их производство, подчеркнуть интересное в своей деятельности, показать, чем их профессия доставляет радость, не побояться рассказать и о том, что трудно и требует напряжения сил и ума. Во многих школах родители организуют прогулки, которые изучают свой город или село, совершают с детьми прогулки по родному городу и его окрестностям. Такие прогулки дают возможность не только побывать на воздухе, но и получить новые впечатления, сведения. Академик В.А. Обручев советовал совершать «мудрые прогулки» по своему району, когда ты действуешь не одними ногами, а и мысль, и глаз, и память работают, подмечают, соображают, запоминают. Во время таких прогулок родители сообщают интересные и полезные сведения об истории родного села, района, города. Писатель Леонид Леонов писал, что большой патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где живешь. В каждом, даже самом маленьком городе, есть свои достопримечательности, изучение которых может стать увлекательным делом. Прогулка по городу, селу и их окрестностям приобретает определенную цель. Далеко не всегда у детей сразу просыпается интерес к изучению своего края. Этот интерес надо пробудить, и в этом отношении родители могут сделать многое. Но для этого взрослые должны подумать над тем, что они могут рассказать детям о своем городе, районе или селе. Необходимо вместе с родителем планировать на год экскурсии по своему городу и его окрестностям. Очень полезны экскурсии в музеи и картинные галереи. Экскурсий должно быть немного – 7–8 в году, но к ним надо тщательно готовиться, заранее продумать их содержание, отобрать объекты и материалы, посильные для изучения младшими школьниками. В результате экскурсий должны появиться творческие работы детей: их рисунки, альбомы с описанием того, что они увидели, можно делать макеты, небольшие выставки, отражающие изученные достопримечательности. Главное, чтобы все это делали сами дети, а взрослые помогали и направляли их деятельность. Некоторые родители считают, что подобные прогулки-экскурсии возможны только в больших городах, где много исторических, архитектурных, литературных и других памятников. Это неверно. В каждом городе и селе такая прогулка-экскурсия возможна, содержание ее будет изменяться в зависимости от того, что примечательного есть в данном районе.
Информация о ообразовании:
Пути воспитания внимания
Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует ...
Творческое мышление как результат эвристического обучения
Эвристический и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хар ...
Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Инте ...