Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи

Статьи по педагогике » Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи » Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи

Страница 2

В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, на отдельных словах и мыслях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов, отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства' и т. п. дети отмечают не самые существенные признаки.

Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. Наблюдается нарушения синтаксической связи между словами, что находит свое выражение в незаконченности предложений, изменениях порядка слов. Особую сложность представляют для них конструкции предложений с разными придаточными

Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что объясняется не только бедностью словаря, но, главным образом, нечетким пониманием значения используемых слов, неумением уловить их стилистическую окраску.

В целом речь нарушено негрубо, но создает препятствия к овладению грамотой и усвоению знаний.

В письме детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи имеется целый ряд ошибок, связанных с недостаточным развитием фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, а также с недостаточной сформированностью внутреннего планирования высказывания.

При написании самостоятельных письменных работ, как следствие затруднений в формулировании выводов, обобщений, доказательств, сохранении последовательности изложения мысли, наблюдаются нарушения причинно-следственных связей и временной последовательности.

К проявлениям аграмматизма можно отнести и такие синтаксические ошибки, как, например, ошибки, связанные с неумением самостоятельно выделить законченную мысль в предложении, находить границу предложения, а также неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или заменяющий смысл (Котенок стал тонуть, он плавать не мог - Котенок не умел плавать, он стал тонуть). Могут наблюдаться неоправданные повторы слов, что объясняется бедностью словаря. Но главная причина, как считает Жинкин, в «инертности слов»: только что употребленное слово уже активизировано и пишущий употребляет его снова и снова. Трудности выбора слов заключаются и в недостаточном количестве обобщающих слов и слов, обозначающих абстрактные понятия.

Ошибки в употреблении простых предлогов отсутствуют, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительным. В письменных работах распространены ошибки на пропуски или замену предлогов или на слияние предлогов. Встречаются ошибки на употребление падежных окончаний. Например: «зайком» - зайкой. Обычно таких грубых ошибок в падежных окончаниях у детей с нормальным речевым развитием не наблюдается. Они допускают ошибки лишь в случае, если имеется сомнительная гласная в окончании: «на стул и», «по дороги», «из речке» и т.д. Подобного рода ошибки также отмечаются в письме детей с общим недоразвитием речи.

В письменных работах можно встретить также ошибки на правила правописания звонких и глухих согласных в конце и в середине слова и на правописание безударных гласных. Из-за ограниченности словарного запаса затруднен подбор однокоренных слов. Они с трудом находят форму слова, которая является проверочной. (56, 60)

Таким образом, понятие «связная речь» соотносится с таким понятиями, как «мотив», «смысл», «внутренняя речь», или «внутреннее программирование высказывания», которое рассматривается как процесс построения некоторой схемы. На его основе порождается речевое высказывание.

В методике «связная высказывание» и «текст» употребляются как синонимы. При этом текст понимается и как конкретное речевое произведение, и как структура, модель построения связного высказывания. Эта особенность текста дает возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех текстов и вести обучение связной речи на основе обобщенного понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путем.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ урока
Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать само ...

Анализ социальной работы в МУ КЦСОН «Надежда» за 2011-2012 уч. год
При анализе деятельности МУ КЦСОН было выявлено, что работа по профилактике безнадзорности ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. На административных планерках заслушиваются ...

Пестушки, потешки, прибаутки как средство воспитания ребенка раннего возраста
«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru