Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи

Статьи по педагогике » Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи » Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи

Страница 2

В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, на отдельных словах и мыслях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов, отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства' и т. п. дети отмечают не самые существенные признаки.

Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. Наблюдается нарушения синтаксической связи между словами, что находит свое выражение в незаконченности предложений, изменениях порядка слов. Особую сложность представляют для них конструкции предложений с разными придаточными

Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что объясняется не только бедностью словаря, но, главным образом, нечетким пониманием значения используемых слов, неумением уловить их стилистическую окраску.

В целом речь нарушено негрубо, но создает препятствия к овладению грамотой и усвоению знаний.

В письме детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи имеется целый ряд ошибок, связанных с недостаточным развитием фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, а также с недостаточной сформированностью внутреннего планирования высказывания.

При написании самостоятельных письменных работ, как следствие затруднений в формулировании выводов, обобщений, доказательств, сохранении последовательности изложения мысли, наблюдаются нарушения причинно-следственных связей и временной последовательности.

К проявлениям аграмматизма можно отнести и такие синтаксические ошибки, как, например, ошибки, связанные с неумением самостоятельно выделить законченную мысль в предложении, находить границу предложения, а также неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или заменяющий смысл (Котенок стал тонуть, он плавать не мог - Котенок не умел плавать, он стал тонуть). Могут наблюдаться неоправданные повторы слов, что объясняется бедностью словаря. Но главная причина, как считает Жинкин, в «инертности слов»: только что употребленное слово уже активизировано и пишущий употребляет его снова и снова. Трудности выбора слов заключаются и в недостаточном количестве обобщающих слов и слов, обозначающих абстрактные понятия.

Ошибки в употреблении простых предлогов отсутствуют, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительным. В письменных работах распространены ошибки на пропуски или замену предлогов или на слияние предлогов. Встречаются ошибки на употребление падежных окончаний. Например: «зайком» - зайкой. Обычно таких грубых ошибок в падежных окончаниях у детей с нормальным речевым развитием не наблюдается. Они допускают ошибки лишь в случае, если имеется сомнительная гласная в окончании: «на стул и», «по дороги», «из речке» и т.д. Подобного рода ошибки также отмечаются в письме детей с общим недоразвитием речи.

В письменных работах можно встретить также ошибки на правила правописания звонких и глухих согласных в конце и в середине слова и на правописание безударных гласных. Из-за ограниченности словарного запаса затруднен подбор однокоренных слов. Они с трудом находят форму слова, которая является проверочной. (56, 60)

Таким образом, понятие «связная речь» соотносится с таким понятиями, как «мотив», «смысл», «внутренняя речь», или «внутреннее программирование высказывания», которое рассматривается как процесс построения некоторой схемы. На его основе порождается речевое высказывание.

В методике «связная высказывание» и «текст» употребляются как синонимы. При этом текст понимается и как конкретное речевое произведение, и как структура, модель построения связного высказывания. Эта особенность текста дает возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех текстов и вести обучение связной речи на основе обобщенного понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путем.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи, методики работы, существующие в настоящее время
Логопедия, один из разделов специальной педагогики, которая помогает в случаях патологии, не только воспитывать правильные речевые навыки, но и перевоспитывать возникшие и неправильно закрепившиеся. Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможн ...

Использование строительно-конструктивной игры как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
Игра-это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: цели, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего ...

Методы и организация исследования
Исследования проводилось в Юрьевской средней школе. В исследовании участвовали 5 учеников 2 класса c разным уровнем успеваемости.- § 1 отличник § 2 ученика со средним уровнем успеваемости § 1ученик с низким уровнем успеваемости В практической части мы разработали анкету для выяснения уровня патриот ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru