Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи

Статьи по педагогике » Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи » Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи

Страница 1

У детей с общим недоразвитием речи страдает речевая деятельность. Впервые это нарушение было установлено Р.Е. Левиной.

Р.Е. Левина определила общее недоразвитие речи, как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте и выделила три уровня.

Недоразвитие речи у учащихся может быть выражена по-разному. Если у одних детей недостаточность языковых средств выражается достаточно ярко (ОНР), то у других имеются нерезко выраженная неполноценность фоне-тико-фонематических и лексико-грамматических средств языка. В связи с этим А.В. Ястребова и Т.Б. Филичева выделяют группу детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (IV уровень).

У этих детей наблюдаются отдельные недочеты произношении: недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция, что оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

Количественный состав словарного запаса учащихся данной группы детей шире и разнообразней, чем у школьников, имеющих выраженное общее недоразвитие речи. Однако и они допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. В словаре преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов и слов, обозначающих абстрактные понятия. Недостаточная сформированность понимания значений слов лежит в основе неправильного написания слов и их употребления в речи. Это обуславливает своеобразное употребление слов, ведущее к частым заменам одного названия другим. Замены происходят по смысловому, звуковому и морфологическому признакам. Эта ограниченность лексической стороны речи проявляется при выполнении заданий на словообразование

Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок. Это затрудняет расширение словарного запаса и подбор однокоренных слов. Недостаточная сформированность лексико-грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется значительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно. Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме.

У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже при выборе правильного образца спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему пользуются ошибочными формулировками. Своеобразие речевого развития этих детей тормозит темп их интеллектуального развития.

Детям с нерезко выраженным общим недоразвитием речи доступны более менее развернутые связные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики. Эти учащиеся могут ответить на вопрос, составит элементарный рассказ по картинке, передать отдельные эпизоды прочитанного, рассказать о волнующих событиях, т. е. построить свое высказывание в пределах близкой им темы. Однако при изменении условий коммуникации, при необходимости дать развернутые ответы с элементами рассуждения, доказательства, при выполнении специальных учебных заданий возникают трудности использования лексико-грамматических средств, указывающие на недостаточное их развитие. А именно: ограниченность и качественную неполноценность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматических средств языка. Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью.

Своеобразие связной речи при четвертом уровне выражается в следующем:

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ социальной работы в МУ КЦСОН «Надежда» за 2011-2012 уч. год
При анализе деятельности МУ КЦСОН было выявлено, что работа по профилактике безнадзорности ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. На административных планерках заслушиваются ...

Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрица ...

Литература как средство патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением как можно раньше. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем д ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru