Таблица 3. Отношение учащихся ЭГ к учебной деятельности
Ответы школьников |
Число учащихся |
% к числу опрошенных |
"да" |
5 |
21,9 |
"скорее да, чем нет" |
8 |
34,7 |
"скорее нет, чем да" |
9 |
39,1 |
"нет" |
1 |
4,3 |
Таблица 4. Отношение учащихся КГ к учебной деятельности
Ответы школьников |
Число учащихся |
% к числу опрошенных |
"да" |
4 |
20 |
"скорее да, чем нет" |
7 |
35 |
"скорее нет, чем да" |
7 |
35 |
"нет" |
2 |
10 |
Для включения учащихся в работу в процессе эксперимента необходимо было, прежде всего, учесть мотивы в этом виде деятельности, а затем стимулировать возникающее у них позитивное отношение созданием необходимых педагогических условий.
В анкете, определяющей мотивацию учебной деятельности, был задан вопрос: "Что побуждает Вас включиться в работу на занятиях?". Ответы учащихся ЭГ и КГ сведены в табл. 5.
Таблица 5. Мотивы участия учащихся ЭГ и КГ на занятиях
№ п/п |
Мотивы |
Количество опрошенных (%) |
1. |
Желание глубже изучить тему |
45,1 |
2. |
Влияние учителя |
19,8 |
3. |
Пример товарищей-активистов |
10,9 |
4. |
Занятия в инновационной форме |
12,1 |
5. |
Стремление к самоутверждению |
10,1 |
6. |
Прочие ответы |
2,0 |
Часть учащихся указали одновременно несколько мотивов. Итак, в структуре мотивов включения учащихся в активную учебную деятельность доминируют, прежде всего, познавательные интересы (45,1%). Для значительной части учащихся (19,8%) стимулом послужили пример и соответствующее организационное и методическое влияние учителя. Как выяснилось, даже такая мотивация, как интерес, стимулируемый ярким и содержательным мероприятием, проведенным в инновационной форме, например, конкурс, игра, соревнование создает в дальнейшем предпосылки для успешного включения учащихся в изучение предмета.
Поиск педагогических условий формирования позитивного отношения школьников к обучению потребовал выяснить, удовлетворены ли они своим участием на занятиях, т.е. в какой форме следует вести занятия с целью поддержания позитивного отношения.
Анализ типичных ответов по поводу причин неудовлетворенности самостоятельной деятельностью учащихся ЭГ и КГ представлен в табл. 6.
Таблица 6. Типичные ответы учащихся ЭГ и КГ по поводу неудовлетворенности своим участием в учебной работе (в % к числу опрошенных)
Не интересна тема |
57,1 |
Недостаточная помощь со стороны преподавателя |
46,7 |
Сложности в общении с товарищами |
43,8 |
Недостаток времени |
45,9 |
Отсутствие способностей |
6,9 |
Другие причины |
5,8 |
Информация о ообразовании:
Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х
классов
По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некотор ...
Организация работы над проектами
Межпредметные связи повышают научный уровень преподавания, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, при этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предм ...
Дидактический материал по изучению разделов: «Русский кинематограф»
Портреты режиссеров: С. Эйзенштейна, А. Пудовкина, И. Пырьева, С. Бондарчука, Г. Панфилова, Н. Михалкова, А. Тарковского и других. 2) Фотогазета «Достойные страницы нашего кино» (иллюстрации, афиши, портреты с печатными материалами о фильмах, актерских и режиссерских работах). 3)Отрывки из фильмов ...