Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста

Страница 2

Многие исследователи подчеркивают важность работы над предложениями разной структуры для развития связной монологической речи (А.Г.Зикеев, К.В.Комаров, Л.П.Федоренко, и т.д.).

«Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладевать ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями», - отмечает Л.П.Федоренко.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой и др. отмечается, что умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятии.

Особенности развития умения дошкольников рассказывать, были предметом внимания многих педагогов (В. В. Гербова, Н. Ф. Виноградова, О.С.Ушакова, А.А.Зрожевская, Л.Г.Шадрина, Т.И.Гризик и др.). Анализ их исследований позволил выделить следующие ошибки, характерные для детей разного возраста:

- многие рассказы детей непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок описания признаков. Например, описывая медвежонка, ребенок может начать описание с головы, затем отметить особенности костюма и вновь вернуться к голове;

- дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство рассказов не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все». Например: «У зайчика брюки голубые».

Воспитателям необходима четкая система обучения детей рассказыванию, где будут продуктивно осваиваться многие речевые умения.

Среди видов рассказывания в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений известны следующие:

Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка (т. е. здесь имеет место контаминация).

В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувств ребенка. В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения.

Творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Э. П. Короткова выделила еще один вид детских рассказов - о будущих играх. По теме и содержанию это рассказы о предстоящих играх. Дети учатся в элементарной форме планировать свои игры. Поскольку речь идет об играх, которых еще не было, то эти рассказы близки к творческим. Однако отличаются от них тем, что ребенок рассказывает о себе, а не о воображаемом действующем лице. В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Категории и принципы социальной педагогики
Категории педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание. Понятия «принцип» и «правило». Принцип природосообразности. Принцип культуросообразности. Принцип гуманизма. Научный статус и социальный престиж той или иной ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Восприятие детей младшего школьного возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, приобретают дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходства музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по ...

Анализ результатов коррекционной работы по изучению формирования самооценки у детей с нарушением слуха
На контрольном этапе мы используем четыре методики: «Ступеньки» (Е.Е. Кравцова), «Игра в мяч» (Т.А. Репина), «Изучение общей самооценки» (А.И. Липкина), «Человек» (А.Л. Венгер). Результаты каждой из групп приведены в таблицах 6 и 7. Таблица 6. Результаты экспериментальной группы детей на контрольно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru