Выбор профессии и профессиональное становление

Проблемой выбора профессии очень актуальна в наше время. К сожалению, сейчас основными критериями выбора профессии является не только желание способности самого обучающегося, но и социально-экономический уровень родителей. Очень важно, чтобы будущие студенты еще в школе сформировали навыки овладения знаниями и положительное отношение к учебе. Так как стереотипы отношения к учению, возникающие в школе, в дальнейшем могут распространяться и на другие сферы. Немало важным является процесс самоопределения будущих студентов. Этот многоступенчатый процесс, можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда — с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности) и что от него хочет или ждет коллектив.

Что касается профессионального самосознания, то здесь также приходится учитывать следующее: личность профессионала формируется вместе с развитием личности ученика-подростка, студента и уже работающего специалиста.

Профессиональное становление любого человека имеет, в целом, три стадии:

- допрофессиональное развитие. На этой стадии интенсивно идет биологическое и социальное развитие человека, что становится основой для его дальнейшего приобщения к труду, также происходит знакомство с конкретными профессиями;

- выбор профессии и профессиональная подготовка. Человек делает выбор в пользу конкретной профессии и направляет свою активность на овладение, при этом раскрываются способности и возможности человека, продолжается его личностное развитие;

- непосредственная трудовая деятельность. На этой стадии продолжается профессиональное развитие человека, он совершенствуется в своей профессии, достигаются различные уровни профессионализма, человек раскрывает свой потенциал.

Самой важной в профессиональном становлении является вторая стадия, так как именно здесь приобретаются основные знания, умения и навыки, которые являются главными в будущей практической деятельности профессионала.

Сущностью профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется через систему интересов и ценностей, которые являются стержнем любой профессиональной деятельности, в том числе и психологической.

Наиболее всесторонне личность проявляет себя, когда пытается реализовать в деятельности свои лучшие силы, когда пытается найти и реализовать себя в сложном мире. Главный смысл не только профессионального образования, но и развития личности в целом сводится к тому, чтобы сориентироваться в основных идеях и ценностях общественных систем, где человеку приходится самоопределяться.


Информация о ообразовании:

Чем отличается народная педагогика от научной
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предпол ...

Особенности сонета как поэтической формы
Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc d ...

Подготовка мастера к уроку
Подготовка к уроку – решающий и наиболее ответственных этап подготовки мастера к занятиям. Если недостатки перспективной подготовки могут быть устранены в процессе подготовки к уроку, то недочеты в подготовке к уроку непосредственно скажутся на его качестве. Личная подготовка мастера к уроку предст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru