Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Страница 2

Терапевтический эффект книги может основываться, например, на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. При этом чем более похожа ситуация, описанная в книге, и герой на обстоятельства и характер пациента, тем сильнее, по мнению сторонников этого подхода, выражен эффект.

Кроме того, терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей конкретной травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у пациента-читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя.

Интернет расширил и творческие возможности инвалидов. Сегодня в рунете уже несколько десятков сайтов и личных страничек инвалидов с их прозой, поэзией, музыкой, изобразительным искусством, публицистическими статьями, полемикой. У людей с ограниченными физическими возможностями богатейшая субкультура - может быть, именно потому, что они видят, слышат и чувствуют то, что люди здоровые - с исправно функционирующими руками, ногами, глазами, ушами - люди, которые бегают, прыгают, суетятся, иногда и не притормаживая, - подчас и не замечают, пролетая мимо. Можно провести такое сравнение: бегущие и идущие шагом. Кто больше рассмотрит и лучше проанализирует на одном и том же отрезке пространства за одно и то же время? Конечно, идущие шагом. Поэтому произведения людей с ограниченными физическими возможностями глубже, тоньше, философичнее.

Вообще, литературу инвалидов условно можно разбить на три класса: художественная литература - проза и поэзия; публицистика и мемуаристика; автобиографии. То, что инвалиды пишут про себя и свое житие-бытие, полезно читать и их собратьям по несчастью, и инвалидам других категорий, и здоровым людям. Нужно об инвалидах знать больше и узнавать раньше (лучше в раннем детстве) - хотя бы для того, чтобы адекватно на них реагировать, нормально с ними контактировать, плодотворно сотрудничать, избавлять от жалостливых взглядов и ненужной опеки и вместе с тем вовремя оказывать нужную помощь.

Итак, для нас актуальной проблемой становится вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия на ребенка, подростка с ограниченными возможностями. Дифференцированный подход к юным читателям является естественным и необходимым для библиотерапии, так как она является как раз методом воздействия на личность читателя.

Одни книги могут стать как бы своеобразным "универсальным лекарством", другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении "никому-ненужности"; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку - пережить критический возраст и т.д. Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке. Так, нуждающийся в отдыхе читатель с удовольствием прочтет книги Ж.Верна, желающий понять себя прочтет рассказы А.Чехова, стремящийся к активным действиям - "Три мушкетера" А.Дюма. Среди авторов книг, которые помогают детям справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие работники библиотек называют В.Шекспира, Э.Войнич, А.Сент-Экзюпери, В.Каверина, А.Алексина, И.Бунина, К.Паустовского, Р.Бредбери, Ю.Коваля, Н.Носова и др. С другой стороны, целый ряд книг в библиотерапии может рассматриваться как самостоятельный стрессогенный фактор и по возможности исключаться из круга чтения.

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто - это сказка. Поэтому в последнее время стало развиваться такое направление как сказкотерапия.

Главные лекарства сказки - это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Особенности развивающей системы обучения в курсе русского языка для начальной школы
Одна из необходимых характеристик развитой личности — диалектико-материалистическое мировоззрение, в частности, понимание материалистической природы языкового знака. Словесные задачи, как и всякие другие, например, дорожные или ритуальные, воспринимаются нашими органами чувств. Материальную природу ...

Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). За рубежом библиотерапия нашла применение в различных сферах общественной жизни, в большей степени в здравоохранении, являясь равноправной частью лечебного процесса. Согласно опр ...

Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста
Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за с ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru