Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Страница 2

Терапевтический эффект книги может основываться, например, на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. При этом чем более похожа ситуация, описанная в книге, и герой на обстоятельства и характер пациента, тем сильнее, по мнению сторонников этого подхода, выражен эффект.

Кроме того, терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей конкретной травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у пациента-читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя.

Интернет расширил и творческие возможности инвалидов. Сегодня в рунете уже несколько десятков сайтов и личных страничек инвалидов с их прозой, поэзией, музыкой, изобразительным искусством, публицистическими статьями, полемикой. У людей с ограниченными физическими возможностями богатейшая субкультура - может быть, именно потому, что они видят, слышат и чувствуют то, что люди здоровые - с исправно функционирующими руками, ногами, глазами, ушами - люди, которые бегают, прыгают, суетятся, иногда и не притормаживая, - подчас и не замечают, пролетая мимо. Можно провести такое сравнение: бегущие и идущие шагом. Кто больше рассмотрит и лучше проанализирует на одном и том же отрезке пространства за одно и то же время? Конечно, идущие шагом. Поэтому произведения людей с ограниченными физическими возможностями глубже, тоньше, философичнее.

Вообще, литературу инвалидов условно можно разбить на три класса: художественная литература - проза и поэзия; публицистика и мемуаристика; автобиографии. То, что инвалиды пишут про себя и свое житие-бытие, полезно читать и их собратьям по несчастью, и инвалидам других категорий, и здоровым людям. Нужно об инвалидах знать больше и узнавать раньше (лучше в раннем детстве) - хотя бы для того, чтобы адекватно на них реагировать, нормально с ними контактировать, плодотворно сотрудничать, избавлять от жалостливых взглядов и ненужной опеки и вместе с тем вовремя оказывать нужную помощь.

Итак, для нас актуальной проблемой становится вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия на ребенка, подростка с ограниченными возможностями. Дифференцированный подход к юным читателям является естественным и необходимым для библиотерапии, так как она является как раз методом воздействия на личность читателя.

Одни книги могут стать как бы своеобразным "универсальным лекарством", другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении "никому-ненужности"; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку - пережить критический возраст и т.д. Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке. Так, нуждающийся в отдыхе читатель с удовольствием прочтет книги Ж.Верна, желающий понять себя прочтет рассказы А.Чехова, стремящийся к активным действиям - "Три мушкетера" А.Дюма. Среди авторов книг, которые помогают детям справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие работники библиотек называют В.Шекспира, Э.Войнич, А.Сент-Экзюпери, В.Каверина, А.Алексина, И.Бунина, К.Паустовского, Р.Бредбери, Ю.Коваля, Н.Носова и др. С другой стороны, целый ряд книг в библиотерапии может рассматриваться как самостоятельный стрессогенный фактор и по возможности исключаться из круга чтения.

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто - это сказка. Поэтому в последнее время стало развиваться такое направление как сказкотерапия.

Главные лекарства сказки - это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Занятия как форма обучения
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский. Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное иску ...

Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств
Какими бы природными задатками не обладал волейболист, высокого уровня развития прыгучести он может достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировочного про ...

Кризис института семьи и брака
Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного, или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Зако ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru