Пестушки, потешки, прибаутки как средство воспитания ребенка раннего возраста

Статьи по педагогике » Эффективность использования произведений "материнской поэзии" в развитии ребенка раннего возраста » Пестушки, потешки, прибаутки как средство воспитания ребенка раннего возраста

Страница 1

«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать – значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним». Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.

Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж: Потягушки, порастушки, Поперек толстунюшки, А в ножках ходунюшки, А в ручках хватунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок.

Малыша учат осознанному движению руками: Гуси летели,

Лебеди летели, Гуси летели, Лебеди летели . Тятеньке – сажень, Маменьке – сажень, Дедушке – сажень, Бабушке – сажень,

А Ванюшеньке – Большую, пребольшую.

Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают:

Поехали, поехали, С орехами, с орехами! С калачами, с калачами! Поскакали, поскакали,

Вприпрыжечку, вприпрыжечку

По кочкам, по кочкам

Бух в ямку!

Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.

Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение:

У лисы боли,

У волка боли,

У Ванюшки боль

На березу в лес улети.

Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку: Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ…

Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.

Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в «ладушки». По ней малыш распознает доброту и строгость:

– Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку. Кашка сладенька, Бабка добренька,

Дедка не добр – Поварешкой стук в лоб.

Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.

Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил:

Этому дала – он воду носил. Этому дала – он баньку топил, Этому дала – он дрова колол, Этому не дала – он воду не носил,

Дрова не колол, Баньку не топил.

А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:

Здесь тепленько, Здесь холодненько, А здесь ключики, Ключики кипят! Стимулом во время кормления детей служит такая припевка: Щи да квас Для тебя у нас, Ешь, Тарас, Будешь выше нас.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

«Республика ШКИД» - В.Н. Сорока-Росинский
Имя Виктора Николаевича Сорока-Росинского можно поставить рядом с такими именами как А.С. Макаренко и С.Т. Шацким. В советское время, в 1920-1925гг., он возглавляет школу для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского в Петрограде, описание которой вошло в литературу как «Республика ШКИД». «Республика ...

Характеристика образовательного учреждения
Являясь единственным учреждением среднего образования муниципального образования, наша школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе лучший и передовой педагогический опыт работы. Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный баг ...

Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т.д. Большое значение имеет взаимосвязь обучени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru