Колыбельные как средство воспитания ребенка раннего возраста

Страница 2

Котик, котичек, коток,

Котик, серенький хвосток,

Приди, котик, погулять,

Приди Ваню покачать.

Я тебе, коту, коту,

За услугу заплачу:

Дам кувшинчик молока

Да кусок пирога.

Или воркуют неугомонные голуби (гули):

Аи, люли, люленьки.

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стал мой Ваня засыпать.

Реакция на такого рода песни не заставит себя долго ждать: ребенок вскоре начинает сам «гулить», укачивает сам себя, подражая напевной материнской речи. В колыбельных песнях также появляются существа, мешающие младенцу спать, и их непременно надо «прогнать». Персонажами-«вредителями» часто становятся старик Бабай или бука. На первый взгляд может показаться, что эти пугающие мифологические существа должны нагнать страх на ребенка:

Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Моего Ваню не пугай. Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню…

Но педагогика пестования гуманна (это подтверждает и текст приведенной выше колыбельной): присутствие рядом близкого человека, способного защитить, уберечь, не дать обидеть, действует на ребенка успокоительно.

Народная педагогика отмечает, что с помощью колыбельных песен у детей происходит привыкание к человеческому голосу: «Уже через несколько недель иной ребенок начинал подпевать своей няньке. Засыпая после еды или рёва, он в такт качанию и бабкиной песенке гудел себе в нос: «Ао-ао-ао». Нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.

Лисицы спят

Все по кусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

В колыбельной прослеживается нарушение порядка, рядоположенности, утверждающее свободу, создающее проблемную ситуацию: у всех есть определенные места для сна, а соболи спят, где им вздумалось.

Интересно, что во времена язычества колыбельная была также средством защиты ребенка от злых духов, своеобразным заговором, молитвой.

Таким образом, можно сделать вывод, что колыбельная песня является первым из видов фольклора, с которым знакомится ребенок и должна применяться родителями может с первых дней жизни малыша. Она очень важна для поддержания у ребенка чувства морального комфорта и защищенности. Колыбельная песня с древности была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, – она была и исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей. «Песня матери, – писал поэт Расул Гамзатов, – главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Ученые считают, что колыбельные песни – основное средство воспитания в младенческом возрасте.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Результаты исследования и их обсуждение
В средней школе № 21 с 2001 учебного года идет активная работа по эстетическому воспитанию учащихся, где имеется научное направление в этой области. Эстетическое воспитание в данной школе предусматривает: - занятия теоретического плана на факультативных уроках; - занятия ритмической гимнастикой; - ...

Общие принципы разработки и реализации игровых программ оздоровительно-коррекционной направленности
При включении игровых технологий в контекст оздоровительной работы в начальной школе, представляется возможным сформулировать ряд общих принципов, которыми необходимо руководствоваться взрослым: - строгая индивидуализация двигательной активности детей при планировании игровых оздоровительно – корре ...

Характеристика кружковой работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
В комплексной программе направленной на физическое воспитание детей разного возраста включены различные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий спортивных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Педагогическая организация досуга реб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru