Колыбельные как средство воспитания ребенка раннего возраста

Страница 2

Котик, котичек, коток,

Котик, серенький хвосток,

Приди, котик, погулять,

Приди Ваню покачать.

Я тебе, коту, коту,

За услугу заплачу:

Дам кувшинчик молока

Да кусок пирога.

Или воркуют неугомонные голуби (гули):

Аи, люли, люленьки.

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стал мой Ваня засыпать.

Реакция на такого рода песни не заставит себя долго ждать: ребенок вскоре начинает сам «гулить», укачивает сам себя, подражая напевной материнской речи. В колыбельных песнях также появляются существа, мешающие младенцу спать, и их непременно надо «прогнать». Персонажами-«вредителями» часто становятся старик Бабай или бука. На первый взгляд может показаться, что эти пугающие мифологические существа должны нагнать страх на ребенка:

Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Моего Ваню не пугай. Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню…

Но педагогика пестования гуманна (это подтверждает и текст приведенной выше колыбельной): присутствие рядом близкого человека, способного защитить, уберечь, не дать обидеть, действует на ребенка успокоительно.

Народная педагогика отмечает, что с помощью колыбельных песен у детей происходит привыкание к человеческому голосу: «Уже через несколько недель иной ребенок начинал подпевать своей няньке. Засыпая после еды или рёва, он в такт качанию и бабкиной песенке гудел себе в нос: «Ао-ао-ао». Нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.

Лисицы спят

Все по кусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

В колыбельной прослеживается нарушение порядка, рядоположенности, утверждающее свободу, создающее проблемную ситуацию: у всех есть определенные места для сна, а соболи спят, где им вздумалось.

Интересно, что во времена язычества колыбельная была также средством защиты ребенка от злых духов, своеобразным заговором, молитвой.

Таким образом, можно сделать вывод, что колыбельная песня является первым из видов фольклора, с которым знакомится ребенок и должна применяться родителями может с первых дней жизни малыша. Она очень важна для поддержания у ребенка чувства морального комфорта и защищенности. Колыбельная песня с древности была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, – она была и исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей. «Песня матери, – писал поэт Расул Гамзатов, – главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Ученые считают, что колыбельные песни – основное средство воспитания в младенческом возрасте.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи страдает речевая деятельность. Впервые это нарушение было установлено Р.Е. Левиной. Р.Е. Левина определила общее недоразвитие речи, как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся ...

Методы и организация исследования
Исследования проводилось в Юрьевской средней школе. В исследовании участвовали 5 учеников 2 класса c разным уровнем успеваемости.- § 1 отличник § 2 ученика со средним уровнем успеваемости § 1ученик с низким уровнем успеваемости В практической части мы разработали анкету для выяснения уровня патриот ...

Отечественный опыт профильного обучения
Идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю. Еще в царской России существовали гимназии, лицеи. Но в них дифференциация производилась не по учебным предметам, а как правило по половой принадлежности или уровню материального обеспечения. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru