Котик, котичек, коток,
Котик, серенький хвосток,
Приди, котик, погулять,
Приди Ваню покачать.
Я тебе, коту, коту,
За услугу заплачу:
Дам кувшинчик молока
Да кусок пирога.
Или воркуют неугомонные голуби (гули):
Аи, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стал мой Ваня засыпать.
Реакция на такого рода песни не заставит себя долго ждать: ребенок вскоре начинает сам «гулить», укачивает сам себя, подражая напевной материнской речи. В колыбельных песнях также появляются существа, мешающие младенцу спать, и их непременно надо «прогнать». Персонажами-«вредителями» часто становятся старик Бабай или бука. На первый взгляд может показаться, что эти пугающие мифологические существа должны нагнать страх на ребенка:
Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Моего Ваню не пугай. Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню…
Но педагогика пестования гуманна (это подтверждает и текст приведенной выше колыбельной): присутствие рядом близкого человека, способного защитить, уберечь, не дать обидеть, действует на ребенка успокоительно.
Народная педагогика отмечает, что с помощью колыбельных песен у детей происходит привыкание к человеческому голосу: «Уже через несколько недель иной ребенок начинал подпевать своей няньке. Засыпая после еды или рёва, он в такт качанию и бабкиной песенке гудел себе в нос: «Ао-ао-ао». Нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.
Лисицы спят
Все по кусточкам,
Куницы спят
Все по норочкам,
Соколы спят
Все по гнездышкам,
Соболи спят,
Где им вздумалось,
Маленькие детки
В колыбелях спят.
В колыбельной прослеживается нарушение порядка, рядоположенности, утверждающее свободу, создающее проблемную ситуацию: у всех есть определенные места для сна, а соболи спят, где им вздумалось.
Интересно, что во времена язычества колыбельная была также средством защиты ребенка от злых духов, своеобразным заговором, молитвой.
Таким образом, можно сделать вывод, что колыбельная песня является первым из видов фольклора, с которым знакомится ребенок и должна применяться родителями может с первых дней жизни малыша. Она очень важна для поддержания у ребенка чувства морального комфорта и защищенности. Колыбельная песня с древности была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, – она была и исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей. «Песня матери, – писал поэт Расул Гамзатов, – главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Ученые считают, что колыбельные песни – основное средство воспитания в младенческом возрасте.
Информация о ообразовании:
Роль и значение формирование патриотизма в современном
обществе
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: ...
Проблема содержания общего образования, основные концепции его формирования
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. Содержание образования (СО) – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической ...
Современные методы обучения глухонемых
В настоящее время существуют 3 метода обучения глухонемых: 1) французский, или мимический; 2) немецкий звуковой, или метод чисто устной речи; 3) смешанный. Нужно думать, что звуковой метод, несмотря на свою относительно большую трудность, древнее мимического, хотя, несомненно, что глухонемые всегда ...