2. Вторая стадия - требование педагога поддерживаются активом, это наиболее сознательная часть группы предъявляет их к товарищам, требование воспитателя становятся опосредованными. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Педагог способствует укреплению позиции актива и расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную деятельность. Субъект воспитания – актив.
3. Третья стадия – большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Субъект воспитания – коллектив.
4. Четвертая стадия – педагог поддерживает самоуправление и интерес к другим коллективам. Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Каждый воспитанник сам предъявляет к себе определенные требования.
А.С. Макаренко считал, что движение вперед – закон жизни детского коллектива, остановка – смерть. Динамика формирования коллектива обобщенно может быть определена по совокупности следующих признаков: общие социально-значимые цели, совместная организованная деятельность, отношения ответственной зависимости, возможность обособления личности в группе.
Показательным является в зависимости от уровня развития поведения группы в стрессовой ситуации.
а) Группы низкого уровня (безразличие, апатия, дезорганизация).
б) Группы среднего уровня (адаптируются, терпимость).
в) Группы высокого уровня наиболее стрессоустойчивые.
Глава 3. Формирование личности в коллективе – ведущая закономерность гуманистического воспитания
Информация о ообразовании:
Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового
возраста в процессе развития самостоятельности
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить психолого – педагогическую характеристику младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной ...
Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках
физической культуры
Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты. Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосыл ...
Малая группа и ее структурная организация. Детский кол-в как объект и
субъект воспитания
Малая группа – это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и нах-ся друг с другом в непосредственном личностных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет ее, придает ее относительную со ...