На втором этапе работы был организован формирующий эксперимент, который проводился в течении 1 месяца. Формирующий эксперимент заключался в организации и проведении развернутой строительно-конструктивной игры в экспериментальной группе, в контрольной группе работа проводилась обычным порядком.
Для экспериментальной группы была определена строительно-конструктивная игра "Пароход". Цель игры заключалась в выявлении положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Игра проводилась в свободное от занятий время во второй половине дня. При организации игры учитывались следующая группа показателей:
Содержание игры.
Способы решения детьми игровых задач.
Взаимодействие в игре.
Первая группа показателей определяла содержание игры. Содержание игры наблюдалось исходя из следующих показателей:
возрастные особенности детей.
как у детей возникает замысел игры (дети сами придумывают или им подсказывает воспитатель).
сколько игровых задач ставит ребёнок. (построить пароход, распределить роли и начать игру, или на каждом этапе задач действия расширяются)
насколько разнообразны поставленные игровые задачи. (проводилось наблюдение, однообразны игровые задачи или разнообразны)
степень самостоятельности детей в постановке игровых задач. (сами дети ставят задачи или при помощи взрослого)
Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании строительно-конструктивной игры.
Вторая группа показателей содержит способы решения детьми игровых задач. Для выяснения способов решения игровых задач были поставлены следующие вопросы:
насколько разнообразны (или однообразны) игровые действия детей.
степень обобщенности игровых действий (развёрнутые или обобщенные).
распределение ролей в игре. (сами дети договариваются или при помощи взрослого).
Выделенные показатели позволяют определить уровень сформированности у детей игровых задач.
Третья группа показателей характеризует взаимодействие детей в игре.
вся ли группа принимает участие во взаимодействии в игре или только - часть детей берёт на себя инициативу.
какова длительность взаимодействия детей в игре.
Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности у детей строительно-конструктивной игры.
Для проведения диагностирования строительно-конструктивной игры "Пароход" как средства положительного отношения к труду был использован метод беседы с детьми о содержании игры.
Целью беседы, было выявление знаний о речном транспорте, о профессии капитана или моряка.
Предварительная работа: Рассматривание моделей пароходов, сравнение пароходов прошлого и настоящего, рассматривание картин, фотографий, иллюстраций с изображениями пароходов, чтение художественных произведений о работе морского или речного транспорта. Были так же рассмотрены виды водного транспорта, а затем дети определили, пароход какого вида они будут строить. Так же были обговорены основные детали парохода.
Таким образом, на основании беседы был проведен диагностический анализ содержания строительно-конструктивной игры и выделено три уровня развития игры: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень включенности в строительно-контструктивную игру. У детей возникают разнообразные игровые замыслы. Они при их реализации комбинируют знакомые и мало знакомые события. С особым интересом дети отображают в играх взаимодействия и общения людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи дети всегда ставят самостоятельно. Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, они легко варьирует их в зависимости от возникшей ситуации.
Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли используются разнообразные ролевые действия, передается настроение, характер человека, то есть любые действия эмоционально выразительны. Легко, чаще по собственной инициативе, дети вступают в ролевую беседу с взрослыми и со сверстниками. Она интересная и длительная.
Вступая во взаимодействие, дети ставят и принимают игровые задачи, умеют тактично от некоторых отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры дети могут вступать и в кратковременное взаимодействие.
Средний уровень включенности в строительно-конструктивную игру. Игра отличается от высокого уровня тем, что у детей менее сформирована ролевая беседа. Чаще всего они вступают в кратковременное взаимодействие.
Низкий уровень включенности в строительно-конструктивную игру. Низкого уровня развития строительно-конструктивной игры не зафиксировано.
Информация о ообразовании:
Структура ИСПД школьника
Индивидуальный стиль органически связан с понятием «деятельность»: с одной стороны, он ее характеризует, а с другой, познавательный стиль возникает и формируется именно в процессе деятельности. Целостная структура человеческой деятельности состоит из следующего набора компонентов: 1) ориентация, ан ...
Школы для глухонемых
Количество школ для глухонемых в различных странах неодинаково. Необходимость обучения глухонемых наравне со слышащими лишь медленно и постепенно завоевывала себе право гражданства. Было время, когда количество школ для глухонемых было незначительным. Так, например, в 1838 году. общее количество шк ...
Требования к современному уроку экономики
Общие требования кратко можно сформулировать так: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты ...