Воспитание в странах Западной Европы в эпоху возрождения

Статьи по педагогике » Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке » Воспитание в странах Западной Европы в эпоху возрождения

Страница 2

Рабле был против механической зубрежки и догматического изучения религиозных текстов.

В книге “Гаргантюа и Пантагрюэль” Франсуа Рабле изложил свой идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности. “ Понократ стал будить своего воспитанника в четыре часа утра и еще до завтрака отправлялся с ним на прогулку. После прогулки Гаргантюа одевали и причесывали, а в это время Понократ повторял с ним вчерашние уроки. Так занимались они часа два - три сряду, и после завтрака Понократ приступал к новому уроку. Затем они снова шли гулять. Заходили на площадь, играли в мяч, в лапту, в городки, чтобы как следует развить мускулы. Возвратившись домой, они растирались, меняли рубашки и садились обедать. За обедом читали вслух несколько забавных историй из старинных богатырских подвигов и весело беседовали друг с другом”.

Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Он занимается верховой ездой, фехтованием, борьбой, плаванием, гимнастикой. С воспитанником ведутся беседы, которые помогают ему узнать подлинную жизнь, он посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Вечерами “они наблюдали за кометами, падающими звездами и изучали расположение светил”. Порой ученик целые дни проводил, отдыхая на лоне природы.

Рабле считал, что только истинное знание выведет людей из бездны невежества, освободит от предрассудков и суеверия, раскроет глаза и возродит к новой, удивительной жизни.

Одним из видных мыслителей того времени был француз Мишель Монтень (1533 – 1592), который в своем труде “Опыты” предложил концепцию человека нового времени – широко образованного и критически мыслящего. “Основу знаний по Монтеню, составляет опыт. Ребенку, писал он, внушаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены опытным путем.

“… добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености…. Я хотел бы, чтобы воспитатель,… с самого начала сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал также своего питомца”.

Монтень говорил, что воспитание, труд, учение должны служить лишь одой цели: образовать личность ученика. “…самое главное – это привить вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью”.

Кроме развития ума ребенка Монтень большое значение придавал физическому развитию. “Наша душа слишком перегружена заботами, если у нее нет должного помощника; на нее тогда возлагается непосильное бремя, так как она несет его за двоих.

Монтень выступал против телесных наказаний. Обличая современную ему школу, он считал, что побоями нельзя воспитать свободную личность.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи страдает речевая деятельность. Впервые это нарушение было установлено Р.Е. Левиной. Р.Е. Левина определила общее недоразвитие речи, как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся ...

Психологические аспекты формирования понятий
Обратимся к психологической литературе и выясним основные положения концепции формирования научных понятий. В учебном пособии говорится о невозможности передачи понятия в готовом виде. Ребёнок может получить его лишь в результате своей собственной деятельности, направленной не на слова, а на те пре ...

Отечественный опыт профильного обучения
Идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю. Еще в царской России существовали гимназии, лицеи. Но в них дифференциация производилась не по учебным предметам, а как правило по половой принадлежности или уровню материального обеспечения. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru