Исследование, входящее в курсовую работу, проходило на базе МОУ «Лицей № 7», во 2А классе, в образовательной системе развивающего обучения Л. В. Занкова. В исследовании принимали участие 25 учащихся. Оно состояло из трех этапов (констатирующий, формирующий эксперимент, контрольный) и имело целью развитие фонематического слуха на основе подтверждения гипотезы. По результатам констатирующего и контрольного этапов высчитывались проценты. Расчеты производились по каждому из предложенных заданий, также было высчитано среднее процентное значение верного выполнения заданий.
Исследовательская часть состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий эксперимент, контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента был запущен тест (Приложение 9), целью которого является определение уровня развития фонематического слуха младших школьников.
Нами были подобраны фонетические упражнения, включающие в себя задания, имеющие разные цели. Например:
задание №1 (а) выявить у младших школьников умение определять оглушение согласных звуков на конце слова;
задание №1 (б) направлено на выявление умения видеть слабую позицию согласных звуков по твердости-мягкости;
задание №1 (в) помогло выявить умение учащихся видеть йотированные гласные в тех позициях, где они обозначают два звука;
задание №2 проверяет умение детей соотносить написание сочетаний ЖИ, ШИ со звуковой схемой;
задание №3 направлено на выявление умения у младших школьников определять непроизносимую согласную в средине слова.
Деятельность учащихся заключалась в следующем: соотнести слово с верной схемой звукового разбора; выбрать подходящую схему фонетического разбора слова; самостоятельно выполнить фонетический разбор слова.
По каждому заданию процент выполнения рассчитывался следующим образом:
Общее количество учащихся равнялось 100%;
Количество учащихся, выполнивших задания верно, равнялось Х%;
Вычисления производились с помощью пропорции: а=100%
в=Х% следовательно (в 100%):а=Х%, где а - общее количество учащихся, в - количество учащихся, выполнивших задания верно.
Средний процент высчитывался по формуле:
(Х1+Х2+ХЗ+Х4+Х5):5=Х, где XI, Х2, ХЗ, Х4, Х5 - процент верного выполнения в соответствующем задании, X - средний процент правильного выполнения, 5 - количество предложенных заданий.
Далее мы анализировали полученные результаты.
Таким образом, результаты получились следующими:
Таблица №1. Результаты развития фонематического слуха младших школьников на констатирующем этапе
№ |
Справились с заданием |
Не справились сзаданием |
1(а). |
84% |
16% |
1(6). |
96% |
4% |
1(в). |
8% |
92% |
2. |
96% |
4% |
3. |
0% |
100% |
С заданием №1 (а) справились 84% учащихся, соответственно не справились 16% учеников.
В задании №1 (б) не допустили ошибки 96% младших школьников, у 4% задание вызвало затруднение.
Верно выполнили задание №1(в) 8% обучающихся, допустили ошибки - 92%». Эта ошибка, на наш взгляд, говорит о неумении не только соотносить звуки и буквы, но и определять их количество в слове.
С заданием №2 не справились 4% учащихся, справились - 96% учеников.
При выполнении задания №3 (где при произношении слова звук не слышится, а буква пишется) 100% младших школьников допустили ошибки.
Средний процент правильного выполнения учащимися заданий равен 43,2%.
Анализ полученных данных говорит о том, что у половины учащихся фонематический слух развит хорошо, но результаты выполнения последнего задания указывают на необходимость дополнительной работы по развитию этой функции. В течение исследования выяснилось, что учащиеся больше всего затрудняются в выполнении упражнений с йотированной гласной, с непроизносимой согласной, опираются на буквенный образ слова, поэтому мы формирующий эксперимент построили таким образом, чтобы решить возникшие у школьников пробелы.
Информация о ообразовании:
Описание среды программирования Scratch
Интерфейс программы спроектирован и сделан в расчете на детей, поэтому он максимально хорошо понимается интуитивно. Рассмотрим, как устроена среда. После запуска программы экран имеет вид (см. рис. 1). Рис. 1. Интерфейс программы Главная область (см. рис. 2), это, конечно же, сцена (располагается в ...
Статистический анализ полученных результатов
В исследовании приняли участие три группы испытуемых, как указывалось выше: 1 группа – Таллиинская центральная гимназия (tkvg). 2 группа – Лаагнаская гимназия, подразделяется на две группы тестируемых: (lg; lg-1, lg-2). 3 группа – Каллаверская средняя школа (kkk). Ниже в таблицах 1–3 представлены о ...
Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи,
методики работы, существующие в настоящее время
Логопедия, один из разделов специальной педагогики, которая помогает в случаях патологии, не только воспитывать правильные речевые навыки, но и перевоспитывать возникшие и неправильно закрепившиеся. Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможн ...