II. Эстетическое воспитание средствами искусства
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь— быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.
Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное, Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.
Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок форм, звуков.
Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространственными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.
В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла
В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм. Сенсорное воспитание — неотъемлемая часть умственного и эстетического воспитания. Следовательно, значение чувственной основы в эстетическом восприятии определяется как возрастными особенностями ребенка, стремящегося к звукам, краскам, формам, так и природой самих эстетических явлений, в которых прекрасное выступает как единство содержания и формы.
Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Это уже более сложный процесс Известно, что под содержанием искусства понимается отражение в художественных образах наиболее характерных, типичных явлений жизни. Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Слушая колыбельную песню, ребенок воспринимает общее спокойное лиричное ее настроение, у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребенок способен уже вычленить и неторопливый темп, и негромкое звучание, и выразительные интонации. Так целостное восприятие предполагает и некоторую дифференциацию отдельных средств выразительности.
Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов.
Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, рифму в стихах, линии, краски и формы в картинах, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задорный ритм; что в сказке встречаются красивые, выразительные слова и несколько раз повторяется один и тот же оборот речи (« .и покатился колобок дальше»); что в картине, передающей образ дремучего леса, преобладают темные краски и т. д.
Информация о ообразовании:
Подготовка и проведение
экскурсий по математике
Трудности. Первая реакция на предложение провести математическую экскурсию вызывает замешательство, недоумение и растерянность даже у опытных учителей. В учебниках по методике преподавания математики нет подобных рекомендаций. Такого собственного опыта у учителей тоже нет. Они готовы провести одну ...
Особенности методической системы обучения основам социальной информатики в
основной школе
В системе среднего образования вопросам социальной информатики не уделяется достаточного внимания. Одним из путей решения данной проблемы является введение в программу общеобразовательного курса информатики для основной школы раздела «Основы социальной информатики». Для разработки методической сист ...
"Мудрая власть коллектива" по В.А. Сухомлинскому
Ответ на вопрос, мучивший Макаренко, удалось дать в практике своей работы В.А. Сухомлинскому. Он реализовал принцип заботы о каждом члене коллектива, о его здоровье, настроении и индивидуальных задатках. Воспитание любовью, уважением, разумом считал В.А. Сухомлинский главным в превращении ребёнка в ...