Методы педагогических исследований

Статьи по педагогике » Дошкольная педагогика как наука » Методы педагогических исследований

Страница 1

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической деятельности, педагогических факторов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практик.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т.д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование – односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Высокая эффективность исследования достигается с помощью эксперимента. Эксперимент отличается от педагогического наблюдения или исследовательской беседы активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерно манипулирующего факторами и регистрирующего изменения в состоянии и поведении изучаемого объекта. Педагогический эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений или гипотез. Однако педагогические процессы характеризуются своей неповторимостью, поэтому «чистый» эксперимент в педагогике невозможен. Учитывая это обстоятельство, педагоги должны формулировать свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Дошкольная педагогика имеет свой предмет, методы и категории; тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.).

Становление и развитие дошкольной педагогики, актуализация ее теоретических и практических проблем определялись социально-историческими условиями. Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей Р. Оуэн. Выделению ее в специальную отрасль из общей педагогики во 2-й половине 19 в. способствовали педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф. Фребеля. Формирование дошкольной педагогики сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых и переосмыслением традиционных ее понятий, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. При этом дошкольная педагогика четко отграничивалась от общей педагогики, с одной стороны, и гигиены и методики воспитания – с другой, сохраняя с ними постоянную связь. Формирование дошкольной педагогики находило выражение в появлении большого количества новой литературы о воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Значение подбора работ. Основные требования к подбору УПР
Основа профессионального обучения в УНПО – участие обучающихся в производительном труде. Вместе с тем, программа производственного обучения объективно не может раскрыть, какие конкретно, в какой последовательности, сколько УПР должен выполнить обучающийся, чтобы соответствовать предъявляемым требов ...

Практическое изучение методов развития музыкального восприятия
В ходе практики на базе УКАЖИ ШКОЛУ нами были разработаны конспекты музыкальных занятий для детей младшего школьного возраста, целью которых было развитие музыкального восприятия. Конспект музыкального занятия Тема «Народные музыкальные инструменты». Цель: − развитие музыкального восприятия д ...

Основные медико-биологические проблемы перехода к профильному обучению
Концепция модернизации российского образования определила основные направления развития современной школы, важнейшим из которых является профильное обучение на старшей ступени общего образования. Однако такому процессу обучения, как правило, сопутствуют возрастающий объем информации, усложнение уче ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru