Формирование представлений об орфограмме

Страница 1

После того, как в 1-ом классе достаточно хорошо отработано умение ставить ударения и выполнять слого-звуковой анализ слов, знакомлю детей с наличием опасности на месте безударного звука.

Для наблюдения берем два слова, в которых был бы один и тот же гласный звук, обозначаемый на письме разными буквами. В "Азбуке" впервые такие слова встречаются на стр.48. это слова: ОН, ОНА. ОНО, ОНИ. Для обозначения звуков слова используем черные и белые квадраты.

Фрагмент урока.

Учитель. Ребята, выловите на парте слово "он". Дети. Выкладывают сначала черный квадрат (для гласного ударного), а затем белый (для согласного звука). Учитель. Почему первый квадрат черный ? Дети. Это гласный ударный звук. Учитель. Под квадратами записываем слово "ОН":

Учитель. А теперь, ребята, с помощью квадратов "запишем" слово "они" (безударный гласный [а] обозначается квадратом серого цвета - в тон черному квадрату):

- Сколько в этом слове звуков? (Три).- Почему последний квадрат черный? (Это гласный ударный звук). А второй? (Согласный, он белого цвета).- Остается обозначить первый звук. Какой он? (Безударный гласный звук).- Кто догадается, почему этот квадрат имеет лишь оттенок черного цвета квадрата, обозначающего ударный гласный звук "И"? Его можно сделать черным, как этот звук (показываю на схему, на черный квадрат).

дети. Его можно сделать черным, если первый звук будет ударным - "ОН".

Учитель. Какую же букву следует писать в этом слове? (Гласную "О").

Дети. Надо, чтобы на гласный падало ударение - ОН.

Учитель. А давайте проверим. Прочитаем слово, написанное на доске. Прочитаем так, как написано (т.е. орфографически).

Дети. Он, она, они, оно.

Учитель. А теперь прочитаем, как говорим (орфоэпически).

Дети. [он], [ана], [ано], [ани]

Учитель. Какой звук мы произносим?

Дети. Звук [а]

Учитель. Ударный он или безударный?

Дети. Безударный.

Учитель. А какую букву мы пишем?

Дети. Букву “О”

Учитель. Звук [0] без ударения не произносится, его заменяет звук [А]. Поэтому говорят и читают [ана]. А чтобы не ошибиться при письме, слово диктовать себе нужно так, как оно пишется - О - НА.

Итак, развивать орфографическую зоркость и обучать двум видам чтения мы начинаем одновременно. Да это и необходимо (особенно в сельской местности, где произношение отстает от правильного - московского).

На следующих страницах "Азбуки" (50, 51, 52-ой) продолжаем знакомить первоклассников с наличием опасности на месте безударного гласного звука.

Первоклассникам предлагается послушать слово и произвести его звуковой анализ.

- Что это? (Учитель показывает картинку с изображением сосны).

Дети. Сосна.

Учитель. Произнесем слово и послушаем его.

Дети. [САСНА]

Учитель. Произнесем слово и послушаем его.

Дети. [САСНА]

Учитель. Найдите ударный слог.

Дети. [СА - СНА]

Учитель. Скажите слово по слогам.

Дети. [СА - СНА]

Учитель. Сколько слогов в слове?

- Назовите первый слог (СА). Произведите звуковой анализ этого слога.

- Выделите первый звук, назовите его. [С]

- Какой он? (Согласный, твердый).

- Карточкой какого цвета обозначим звук [С]?

- Обозначьте. Положите перед собой карточку, а я это сделаю на доске. (Учитель берет карточку синего цвета).

- Выделите второй звук. Назовите его (А)

- Охарактеризуйте его (гласный, безударный .) (Рядом с предыдущей карточкой ставим карточку красного цвета).

- Посмотрите, не слияние ли это? (Слияние).

- Замените эти две карточки одной (слияние) или вставьте в прорезь синей - красную.

- Прочитайте по схеме - получилось ли слово?

Учитель ставит нераскрашенную схему второго слога.(СНА)

(Более детальный анализ второго слога не приводится из экономии времени).

- А теперь обратимся к "Прописи" Часто уроки чтения с уроками по письму интегрируются).

Авторы задумали слово и предложили его схему - Не СОСНА ли это слово? Проверим.

Прочитаем по схеме:

- Нет. Какое же слово задумали авторы?

(Отгадка дается ученикам, сидящим за первой партой. Они передают сидящим за второй и т.д. А вслух произносят сидящие за последней партой).

- Какое же слово задумано? (НАСОС).

- Проверьте, для него ли заготовлена схема. (Да). (Далее анализируется первый слог из слова "НАСОС"). Для разнообразия можно предложить ученикам не обозначать звуки карточками, а раскрашивать в готовой схеме "Прописи".

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Возможности в преподавании сонетов Шекспира в 7 классе
Форма сонета была известна еще с XIII века, но тщательную разработку и свое классическое звучание приобрела только в творчестве Петрарки и Данте. Состоящий всего из 14 строк, сонет обладает четким композиционным членением: первый катрен (4 строки) содержит экспозицию, т. е. вводит читателя в мир со ...

Особенностиформирования математических понятий
Всякое понятие, в том числе и математическое, является абстракцией от множества конкретных объектов, которые описываются им. В понятии отражаются устойчивые свойства изучаемых объектов, явлений. Эти свойства повторяются у всех объектов, которые объединяются понятием. Но каждый реальный объект имеет ...

Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления этого качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формировани ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru