Структура и способы построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова

Статьи по педагогике » Сравнительный анализ программы Занкова и традиционной программы » Структура и способы построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова

Страница 1

В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обучения по сравнению с традиционным. Он строится на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка (больше внимания уделяется его внутреннему миру, индивидуальности). Важнейшим является развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование внутреннего побуждения к учению.

Насколько это было возможно, учитывая начальную ступень обучения, в программе и учебниках реализован подход, отвечающий выдвинутому Л.В. Занковым теоретическому представлению о начальном обучении. В частности, еще на ранних этапах исследования проблемы обучения и развития Л.В. Занков подчеркивал мысль о том, что не всякое усвоение знания приводит к развитию. Поэтому, подбирая материал к уроку, нужно осмысливать, как он будет работать на развитие, а какой материал окажется нейтральным. Л.В. Занков придавал большое значение разносторонности материала, из анализа которого может постепенно складываться, пусть небольшое вначале, влияние на общее развитие ребенка. Именно в условиях разностороннего обдумывания материала ребенок продвигается по пути его многогранного восприятия и приучается не к однобокому рассмотрению материала, а к видению его с разных сторон. Благодаря такому учению образуются многосторонние связи знаний, а в конечном итоге - их система. Системность знаний есть самая существенная характеристика из всех признаков общего развития младшего школьника.

В теоретическом представлении Л.В. Занкова о начальном образовании прежде всего отражено своеобразие содержания. Как писал Л.В. Занков, начальное обучение должно дать учащимся общую, целостную картину мира на основе науки, литературы и искусства. Именно этот подход позволит представить общую картину мира как системное, целостное миропонимание.

Следует особо отметить значение новой постановки задач - учитель начальных классов ориентирован на видение ребенка как целостной личности, а не только как способного или неспособного ученика. Успех работы по этой системе в основном связан с тем, что учителю удается иначе посмотреть на личность ученика, понять и принять задачу общего развития школьников, а не только их научения.

Таким образом, пересмотру со стороны учителя массовой школы будут подвергаться ставшие привычными нормативы традиционной педагогики. Младший школьный возраст рассматривается как наиболее продуктивный этап в развитии личности ученика. Ребенка следует понимать как полноправного субъекта учения в противовес традиционной установке видеть в нем объект внешних педагогических воздействий. Важно и то, чтобы учитель рассматривал задачу продвижения учащихся в развитии не как дополнительную, внешнюю по отношению к учебному процессу, а как его органическую, внутреннюю часть.

Отметка, если и остается в системе Занкова, выступает скорее как некая мета, как инструмент внешнего оформления результатов обучения, а не как ведущий показатель, характеризующий личность и успеваемость ученика. Об успешности своей работы учитель судит не по формальным показателям успеваемости, а по продвижению учащихся в развитии.

Обязательным условием успеха воплощения нового проекта обучения в практику школьной жизни является внутреннее принятие учителем основных положений новой педагогической системы. Необходимо, чтобы она импонировала его мировоззрению, его стилю работы.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Отечественный опыт профильного обучения
Идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю. Еще в царской России существовали гимназии, лицеи. Но в них дифференциация производилась не по учебным предметам, а как правило по половой принадлежности или уровню материального обеспечения. ...

Связь дошкольной педагогики с другими науками
Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие ( ...

Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru