Воспитание и образование в Византии

Статьи по педагогике » Образование в Византии » Воспитание и образование в Византии

Страница 2

С середины IX в. константинопольская школа стала называться Магнаврой, по названию одной из дворцовых зал (Золотая палата) императорского дворца. Своего расцвета она достигла в XI-XII вв. Надо заметить, что если в Западной Европе того времени университеты создавались как свободные корпорации профессоров и студентов, как самоуправляемые учреждения, то в Константинополе высшая школа оставалась в подчинении императорской власти. Константин IX Мономах регламентировал всю деятельность Магнаврской школы, высшей юридической школы, высших медицинской и философской школ и даже высшей патриаршей школы.

Университеты в Западной Европе крепли в борьбе с церковной властью. В Византии необходимости в такой борьбе не было, поскольку не было и монополии церкви на образование. Помимо положительного эффекта, а именно, усиления светского характера содержания образования, было в константинопольской высшей школе и отрицательное, рожденное чрезмерной опекой центральной власти, сковывавшей инициативу и творчество преподавательского состава.

В константинопольской высшей школе времени ее расцвета обучали прежде всего платоновской и неоплатоновской философии, комментированию и критике греческих текстов, комментариям к сочинениям отцов церкви. Идеалом были фигуры таких протовизантийских эрудитов и риторов-богословов, как Василий Кесарийский и Иоанн Златоуст. В содержание высшего образования входили: метафизика как метод исследования природы, философии богословие, медицина и музыка. Основной формой обучения являлся диспут. В ходе диспутов рассматривались проблемы этики, политики, истории, юриспруденции. Идеал выпускника высшей школы — энциклопедически образованный государственный или церковный деятель.

Одной из задач высшей константинопольской школы, сохранявшейся на протяжении тысячелетней истории Византийской империи, было освоение античного наследия. Вне усвоения этого круга знаний и умений всерьез говорить о высшем образовании было невозможно.

Наибольшей известностью в Византийской империи пользовалась, как уже отмечалось, дворцовая Магнаврская высшая школа, основанная в 425 г. В этой школе стажировку проходили и профессора Парижского университета, и ученые мужи Багдада. В IX в. школу возглавил один из выдающихся педагогов-мыслителей того времени Лев Математик. Об уровне обучения в этой школе можно судить по его ученикам, славянским первоучителям Кирилле и Мефодии, организовавшим в славянском мире школы «ученья книжного».

Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировавшихся вокруг мецената-философа. Эта традиция шла от греко-римского мира, философских школ древности. Такими образцовыми интеллектуальными кружками являлись кружки патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери императора Алексея I Анны Комниной (1082-1153), кружок, созданный при Дворе императора Андроника II Палеолога (XIV в.), который называли «школой всяческих добродетелей», «гимназией эрудиции». Не без влияния Византии подобные центры просвещения в XV в. появляются в Италии, получив наименование академий.

Высшее богословское образование получали в монастырях. Роль монастырей в деле образования в Византии сохранялась длительное время и к XV в., когда в Европе монастырские школы пришли в упадок, достигла апогея.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Основные категории педагогики и психологии
Категория – базовое понятие науки. В пед-ке несколько основных категорий к ним относятся: воспитание, обучение, образование, а также самовоспитание, социализация, развитие, пед-ая дея-ть, пед-ий процесс. Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исто ...

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Четвертый этап развития внимания – второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнят ...

Экскурсия на озеро Инерка
Выездная экскурсия проводиться во внеурочное время. Выезд лучше организовывать весной или летом. Место проведения экскурсии: Большеберезняковский район Республики Мордовия. Цель экскурсии – изучить физико-географическое состояния долины реки Суры и озера Инерка и выявить влияние негативных экологич ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru