Понятие «отношение» к обучению в педагогической науке

Статьи по педагогике » Формирование позитивного отношения у школьников к обучению » Понятие «отношение» к обучению в педагогической науке

Страница 1

Различные аспекты позитивного отношения детей к обучению, такие как познавательная потребность, познавательный интерес, личность учителя, эмоциональное отношение к обучению, учет индивидуальных особенностей ребенка, специфика взаимоотношений с ровесниками в учебной деятельности, были раскрыты в работах выдающихся отечественных исследователей и педагогов как прошлого, так и настоящего (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.).

Решение этой проблемы неразрывно связано со спецификой специально организованного педагогического содействия, построенного на основе исследования и выявления тех педагогических условий, которые способствовали бы формированию у школьников позитивного отношения к обучению (Е.В. Коротаева, Н.В. Лежнева, М.К. Лисицын, А.К. Маркова, СЕ. Матушкин, В.Л. Савиных и др.).

Анализ научных источников (А.Ю. Дейкина, А.В. Усова, И.С. Якиманская и др.) показал, что позитивное отношение к обучению у школьников может быть сформировано путем реализации определенных условий, включенных в учебную деятельность: рационального взаимодействия школьников с ровесниками, родителями, педагогами,

В настоящее время у исследователей вызывают интерес влияние межличностных взаимоотношений в группах учащихся на процесс обучения (И.А. Зимняя, Н.В. Ипполитова, В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.А. Реан, В.Л. Савиных, М.Н. Ямницкий и др.), различные аспекты деятельности педагога в становлении учебного процесса (В.В. Богословский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, И.С. Якиманская и др.), развитие познавательного интереса у школьников и его влияние на учебную деятельность (В.А. Беликов, А.Ю. Дейкина, И.С. Морозова, А.В. Усова, Г.И. Щукина и др.).

Временной диапазон исследований проблемы отношения к учению достаточно широк. Первым затронул данный феномен в своих трудах Я.А. Коменский еще в XVII веке. Однако лишь XIX век дал широкое распространение данному понятию. Наиболее системные исследования отличались большой вариативностью направлений. Чаще всего упоминались следующие аспекты отношения к учению: познавательный (И. Герберт, Г. Линдер); эмоциональный (В. Остерман, Т Рибо, Г. Лотце); волевой (В. Вальземан, О. Вильман, А. Шопенгауэр); комплекс психических явлений (Г. Фогт, Г. Вундерле); биологизаторский (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Торндайк, У. Джемс).

Ученые, работавшие в области педагогики, психологии конца XIX-го -начала XX веков также внесли весомый вклад в решение рассматриваемой нами проблемы. Так, по мнению С.Т. Шацкого, школа должна опираться на желание детей учиться, возникновение которого невозможно без положительной оценки самого процесса обучения как самим ребенком, так и одобрением его учебных успехов со стороны окружающих (педагогов, учеников, родителей).

Проблеме формирования положительного отношения к учению уделяется большое внимание в педагогических и психолого-педагогических исследованиях и в XX веке (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, B.C. Мерлин, Л.И. Рувинский, А.Д. Андреева, В.В. Богословский и др.).

Данная проблема остается и по сей день одной из актуальных как для теории, так и для практики образования.

Впервые понятие отношение как научный термин стало употребляться А.Ф. Лазурским (18). Он показал, что психическая жизнь человека не существует без отношений, что субъектом отношений является личность в целом, а объектом - реальная действительность. Этот вклад признавали и С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев. Принято считать, что А.Ф. Лазурский ввел понятие об отношениях личности и выделил 15 групп отношений, в основе которых лежат наиболее значимые для человека объекты реальной действительности: природа, общество, ценности, люди.

Отношения у А.Ф. Лазурского имеют определенную субъективно-эмоциональную характеристику, которая свидетельствует об эмоциональной реакции человека на определенные объекты. Они носят также объективный характер, т.е., проявляя отношение, личность стремится различными способами преобразовать определенные объекты действительности .

В дальнейшем советские ученые подошли к исследованию отношений человека с разных сторон. С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитов, А.Г. Ковалев продолжили исследование отношения как выражения направленности личности. В.Н. Мясищев изучал природу отношения, А.Г. Ковалев - отношение как свойство активности личности. В.В. Богословский, С.Л. Рубинштейн рассмотрели состав отношений с точки зрения взаимосвязи воли, эмоций и интеллекта.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Понятие аутентичность
Наиболее полное освещение и теоретическую разработку аутентичность получила у Сальваторе Мадди, который поставил ее в центр представлений об идеальном развитии личности. Анализируя развитие личности, формирование жизненного стиля на позднем периоде развития молодого человека, С. Мадди выделяет неск ...

Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...

Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования
Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личнос ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru