Хоровое пение

Известно, что масштабы построений в инструментальной музыке обусловлены речевым опытом. У младших школьников происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью. Это, с одной стороны, облегчает восприятие инструментальной музыки, с другой стороны, помогает осознать единство слова и мелодии в музыке вокальной. С позиций интонационного подхода возможно разучивание вокального произведения без предварительного показа. Детям предлагается в опоре на поэтический текст как бы сочинить песню, романс, приближая мелодию речи к музыкальной мелодии. Например, выразительно, нараспев произносимые слова «Благословляю вас, леса, долины, реки, горы…» (А.К. Толстой) естественно преобразуются в торжественную, напевную мелодию романса П.И. Чайковского, а слова «Радуйся, Росско земле» – в празднично звучащий кант. По мере приближения речевой мелодики к вокальному звучанию формируются и соответствующие певческие навыки.

Возможен и другой вариант. После прослушивания вокального произведения, не зная его названия, слов, сразу начать петь мелодию как вокализ, стремясь передать своим голосом её эмоциональный характер. В этом случае детям предлагается подумать, о чём могла быть такая мелодия, подобрать слова, которыми можно обозначить её эмоционально-образное содержание, попытаться интонационно выразить его в стихотворной форме. Цель этого задания – передать в словах все грани музыкального образа, которые они услышали в звучании. Поэтому важно не столько сочинить стихотворение по всем поэтическим законам, сколько, отметив различные грани, организовать их ритмом мелодии.

В традиционной практике хорового пения на музыкальном занятии формирование вокально-хоровых, певческих навыков нередко становится самоцелью, выдвигается в качестве основной учебной задачи. В методических рекомендациях прослеживается заданность, регламентированность в работе над навыками. Предусматривается «обязательная последовательность» этапов в процессе разучивания песни: создание «целостного образа песни в сознании детей ещё до разучивания», «показательное» исполнение песни учителем, разучивание словесного текста, затем отдельных фраз мелодии. Даётся установка на то, что нельзя заниматься нюансами, если хор поёт фальшиво и др.

В услышанном, а затем разучиваемом хоровом произведении они видят «единственно возможное», «эталонное» прочтение данной музыки. Тем самым нарушается специфика музыкальной деятельности как деятельности художественной. Её результатом не может быть единственно верный вариант сочинения, исполнения или слушания.

Возможно правильное или неправильное воспроизведение аналитической формы музыки, но некорректно говорить о правильной или неправильной трактовке произведения: интонационная форма музыки может интерпретироваться по-разному у разных исполнителей. Также нецелесообразны выражения «верно» или «неверно» по отношению к пониманию художественного произведения.

Понимание, как и исполнение, у каждого личностно и потому – своеобразно. Отдельно взятое исполнение – всего лишь одна из возможных трактовок, а само произведение – неисчерпаемый источник множественности разных исполнительских и слушательских трактовок. Вместе с тем в ряде рекомендаций целью является «выработка навыков воспроизведения», «правильного и творческого исполнения», считается, что «борьба за освоение произведения и радость победы после преодоления трудностей и ошибок» способствует укреплению интереса к разучиваемому произведению.

Подобная система работы ведёт к тому, что у детей утрачивается целостный образ сочинения, а отсюда – и интерес к песне. В то же время внимание к смыслу в опоре на образ, выраженный в стихах и мелодии, прощупывание его различными трактовками, переинтонирование мелодии ведут к личностно-осознанному восприятию и выбору наиболее целесообразного исполнения художественного образа.


Информация о ообразовании:

Статистические данные о глухонемоте
Выяснение истинного количества глухонемых в различных странах наталкивается на целый ряд препятствий, которые в полной мере не устранимы. Прежде всего, подсчет населения производится обычно не врачами, а лицами, ничего общего с медициной не имеющими. Кроме того, определение глухонемоты у очень мале ...

Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников
Принцип наглядности заключается в зрительном восприятии предмета на любом виде занятий рисования: рисовании с натуры, рисовании на темы, ДПИ, беседах об искусстве. Рисование с натуры - метод наглядного обучения. Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем как ведущее средство обучени ...

Развитие внимания в подростковом возрасте
Подростковый возраст характеризуется большей, чем у младшего школьника, интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Если подросток чем-либо заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавател ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru