Понятие коллектива

В « Словаре русского языка » С.И. Ожегова дается следующее толкование данному слову: « Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами ». такое толкование не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным. Ему соответствует, например, группа ребят, ворующих яблоки в чужом саду.

Коллектив – (от латинского collectivus - собирательный) социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых ценностей, общих ценностных ориентаций и общения. Важнейшей категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных относительно самостоятельных коллективов – воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е годы XX в. в отечественной теории воспитания – коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т Шаукого и особенно А.С. Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллектива. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован как социально педагогическая система. В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива проявляющейся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В коллективе образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребенка с коллективом, происходят взаимосвязанные процессы.

Проблема детского коллектива это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллектива представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.


Информация о ообразовании:

Детская инвалидность в России: сущность и содержание проблемы
Состояние здоровья нации в перспективе определяется здоровьем детей. К основным показателям, характеризующим здоровье детского населения, относятся уровни заболеваемости, инвалидности и смертности. Уровень инвалидности детей в стране отражает не только состояние здоровья этой группы населения, но и ...

Педагогические условия воспитания готовности детей к школе
Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе. Задачи: Отобрать содержание экономических знаний, доступных возраста старшего дошкольника; Разработать ...

Рабочая программа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии «Ручное ковроделие» 7 класс
Рабочая программа разработана в полном соответствии с проектом Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ для учащихся 7 классов, по курсу «Технология» на основе программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обу ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru