Понятие коллектива

В « Словаре русского языка » С.И. Ожегова дается следующее толкование данному слову: « Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами ». такое толкование не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным. Ему соответствует, например, группа ребят, ворующих яблоки в чужом саду.

Коллектив – (от латинского collectivus - собирательный) социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых ценностей, общих ценностных ориентаций и общения. Важнейшей категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных относительно самостоятельных коллективов – воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е годы XX в. в отечественной теории воспитания – коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т Шаукого и особенно А.С. Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллектива. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован как социально педагогическая система. В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива проявляющейся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В коллективе образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребенка с коллективом, происходят взаимосвязанные процессы.

Проблема детского коллектива это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллектива представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.


Информация о ообразовании:

Виды работ в старшем дошкольном возрасте
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взросл ...

Своеобразие труда детей дошкольного возраста
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда. Отражая в играх трудовы ...

Особенности организации работы школьной библиотеки
Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки как раз и направляется на инфор ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru