Понятие коллектива

В « Словаре русского языка » С.И. Ожегова дается следующее толкование данному слову: « Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами ». такое толкование не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным. Ему соответствует, например, группа ребят, ворующих яблоки в чужом саду.

Коллектив – (от латинского collectivus - собирательный) социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых ценностей, общих ценностных ориентаций и общения. Важнейшей категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных относительно самостоятельных коллективов – воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е годы XX в. в отечественной теории воспитания – коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т Шаукого и особенно А.С. Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллектива. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован как социально педагогическая система. В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива проявляющейся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В коллективе образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребенка с коллективом, происходят взаимосвязанные процессы.

Проблема детского коллектива это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллектива представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.


Информация о ообразовании:

Основные формы дизартрии, особенности дизартрии у детей с ДЦП
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Ди ...

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общие методы и средства воспитания, их характеристика
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности уч-ся с учителем – воспитателем. Прием воспитания – это определенный элемент или деталь метода усиливающий его воспитательный эффект. Средства воспит ...

Происхождение и развитие письма
Исторические разновидности письма: А) «предметное письмо» и наскальная живопись как предыстория собственно письма. Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Оно помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Главные затруднени ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru