Ответ ребенка: Кружки.
Логопед: сколько кружков?
Ответ ребенка: Два.
Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.
Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.
Образец: два мяча, две елочки …продолжай.
Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.
Ребенок: Новая карточка.
Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.
Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек.
Развитие навыка словоизменения:
1 Дифференциация глаголов 1,2,3 –го лица
- дифференциация в ед.ч.
· Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо единственное число) - сейчас я буду просить тебя что-то сделать, а ты будь послушным ребенком – говори, что ты делаешь, и показывай картинку.
-Иди!-Я иду!
-Стой!-Я стою!
-Беги! –Я бегу!
-Читай! –Я читаю! и т.д.
· Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо единственное число)
Логопед задает вопросы, а ребенок должен ответить.
Ты бежишь? (Я бегу.)
Ты несешь? (Я несу.)
Ты ешь? (Я ем.) и т.д.
· Игра «Расскажи о нем» (1-3 лицо единственного числа)
Взрослый читает ребенку первое двустишие и показывает, как его надо изменить. Затем взрослый произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить.
Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
Он бежит, бежит, бежит,
Он на месте не стоит. и т. д.
- дифференциация во мн.ч.
· Игра «Дружные ребята» (1-2 лицо множественного числа)
Мы идем, и вы идете…
Мы поем, и вы …(поете)
Мы берем, и вы …(берете).
Мы несем, и вы …(несете).
2.Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. В игре «Он, она, они» необходимо правильно согласовывать глаголы прошедшего времени в роде и числе. Каждый раз задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?, взрослый указывает на соответствующую картинку. Когда же задается вопрос с местоимением они,
взрослому следует жестом показать сразу две картинки.
-Что делал мишка? (Он спал)
-Что делала кукла? (Она спала).
-Что они делали? (Они спали)
-Что делал автобус? (Он ехал).
-Что делала машина? (Она ехала)
-Что они делали? (Они ехали). и т.д.
Данная методика позволяет выделить состояние словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи. В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшились навыки словообразования и словоизменения.
Информация о ообразовании:
Игра как основной вид деятельности дошкольника
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; ...
Эмоциональное развитие детей в игре
Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. На существовании особого, эмоцио ...
Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень ...