Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Статьи по педагогике » Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 1

Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Экспериментальная работа проводилась на базе «НГДОУ№256» города Комсомольска-на-Амуре.

Нами были подобраны десять детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;

1. Выявить у дошкольников особенности сформированности словообразования.

2. Выявить отклонения в словоизменении

1. обследование словообразования

Задание 1 образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок

При

У ехать, идти, бежать, лететь

За

Задание 2 образование глаголов с противоположным значением

Завязывать-пазвязывать

Приклеивать-отклеивать

Включить-выключить

Задвинуть-выдвинуть

Притащить-утащить

Задание 3 образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

Ключ-ключик

Пуговица-пуговичка

Звезда-звездочка

Задание 4 образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов

Стекло-стекольщик

Сварка-сварщик

Кран-крановщик

Сапог-сапожник

Двор-дворник

Задание 5 образование прилагательных обозначающих неполноту действия

Синий-синеватый

Зеленый-зеленоватый

Желтый-желтоватый

Задание 6 образование глаголов от прилогательных

Красный –краснеть

Белый-белеть

Черный-чернеть

Желтый-желтеть

Задание 7 подбор родственных слов

Дом-домик домашний домовой

Сад-садовый садик

Стол-столовый столик

Свет-светлый светить

Бег-беговой бежать бегун

По результатам диагностики у всех детей обнаружилось нарушение словообразования. Преимущественно нарушена образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок, образование глаголов от прилагательных, а так же образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов.

2. обследования словоизменения

Задание 8 изменение существительных по падежам

Задание 9 изменение прилагательных по родам

Майка какая? Зеленая

Кресло какое? Красное

Автобус какой? Синий

Задание 10 изменение существительных по числам

Кровать-кровати

Вагон-вагоны

Гнездо-гнезда

Задание 11 изменение существительных с непродуктивными основами по числам

Лоб-лбы

Ухо-уши

Задание 12 множественное число существительных в родительном падеже

Нет чего?

Парт

Ведер

Цветков

Задание 13 согласование существительных с числительными

Одна тетрадь, две тетради, пять тетрадей

Одно яблоко два яблока пять яблок

Задание 14 изменение глаголов по временам

Что делает девочка? Девочка поливает цветы

Что делала девочка? Девочка поливала цветы

Что будет делать девочка? Будет поливать цветы

У детей были выявлены нарушения в изменении прилагательных по родам у 7 человек. У 5 детей наблюдались трудности в изменении числа существительных в предложениях. Отмечались единичные случаи затруднений в изменении существительных с непродуктивными основами по числам, и согласования существительных с числительными.

На основе проведенного исследования грамматического строя речи, у всех детей было выявлено общее недоразвитие речи III уровня.

Мы свели все показатели в таблицу, определив у каждого ребенка уровень речевого развития, по данным констатирующего этапа (Таблица №1)

Таблица № 1.

Ф. И. ребенка

Разделы логопедического обследования

Общее количество баллов

Уровень

 

Состояние словообразования

Состояние словоизменения

Вася В.

2

7

9

II

Вова К.

2,5

7

9,5

II

Дима Д.

1,5

2

3,5

III

Ксения К.

3

7

10

II

Максим Б.

4,5

3

7,5

II

Маша С.

2

3

5

III

Никита А.

3,5

4

7,5

II

Никита В.

2

4

6

III

Никита С.

1,5

5

6,5

II

Ярослав П.

3,5

3

6,5

II

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Основные понятия эвристики
Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. В Древней Греции – система обучения путем наводящих вопросов. В этом параграфе будут рассмотрены основные понятия эвристики, такие как: эвристическая деятельнос ...

Элективные курсы в профильном обучении
Элективные курсы – факультативные курсы, направленные как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курсы по выбору являются обязательн ...

Наглядность как принцип обучения с точки зрения различных педагогов
коменский образование диалектика обучение Впервые сформулированный Я.А. Коменским принцип наглядности был в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Психологические исследования, посвящённые использованию различных средств наглядности, проводились Л.В. Занковым, И.М. С ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru