Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения

Статьи по педагогике » Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии » Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения

Страница 2

В исследованиях, посвященных самостоятельной работе, до сих пор рассматривалась в основном проблема сущности отдельных видов заданий, но мало внимания уделялось составлению организации работы. В советской дидактике эту проблему изучал И.Н. Исаев в аспекте деятельности руководства. Он использовал в разных классах и по различным предметам три варианта организации работы:

1) познавательное задание в виде вопроса или проблемы;

2) познавательное задание со вспомогательными вопросами;

3) познавательное задание с указанием последовательности и методов выполнения.

Наилучшие результаты дал последний вариант. Согласно основному выводу автора, выбор того или иного варианта зависит от характера учебного материала.

В наше время проблемой организации самостоятельной работы учащихся занимались многие ведущие представители теории обучения в США (Р.М. Ганье, Б.С. Блум и др.). Они в основном исходили из того, как при помощи точной организации добиться усвоения основного учебного материала на базе имеющегося уровня знаний ученика.

Поскольку наше исследование базируется на самостоятельной работе учащихся, организация их деятельности стало одним из основных вопросов, требующих решения. Мы исходили главным образом из двух источников. Во – первых, оставленная нам в наследство эстонская буржуазная педагогика исключительно богата в этом отношении. Данный вопрос весьма подробно разработан в творчестве ведущего эстонского педагога (Й. Кейса), который, опираясь на обширный опыт по составлению и применению рабочих руководств, разработал требования к рабочему руководству. Во-вторых, мы опираемся на эксперименты и опыт учителей-исследователей в области самостоятельной работы.

Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке. Рассмотрим педагогические условия организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:

- любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.

- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.

- обеспечивается сочетание разных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

- назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. По этому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.

- содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.

- самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычки к труду.

Положение о самостоятельности учащихся в обучении, как доказывает вся педагогическая практика, настолько значимо, что его правомерно определить как отдельный, вполне автономный принцип. Прежде всего, потому, что самостоятельность – принципиально важная, стержневая черта человека.

Согласно педагогическим условиям выделены принципы организации самостоятельной работы учащихся на основе двух классификаций.

Первая классификация отражает принципы, относящиеся к содержанию самостоятельной работы, которые подразумевают дидактические цели работы и их соответствие психологическим закономерностям обучения.

Вторая классификация раскрывает требования к организации этой работы (техническое выполнение работы).

При фиксировании принципов ориентированность шла в первую очередь на среднюю ступень школы, а также при прохождении нового материала, когда учащиеся больше всего нуждаются в тщательном руководстве.

Первый принцип к содержанию организации самостоятельной работы – последовательность проведения заданий должна соответствовать звеньям процесса учения, т.е. они должны обеспечивать восприятие учебного материала, его самостоятельную проработку, создание связей с ранее изученным, закрепление, повторение и применение.

Второй принцип – задания должны быть направлены на активизацию мыслительных процессов учащихся на уровне как логического, так и творческого мышления, а также на развитие их учебных умений. При этом они должны учитывать учебно-познавательные возможности и уровень развития учебных умений учащихся, предполагать их посильное умственное напряжение. Лишь в таком случае самостоятельная работа выполнит свою развивающую функцию.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Игры с использованием схем и символов
Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение. («Кто, больше назовет живых предметов?», «Кто больше назовет неживых предметов?», «Кто больше увидит?») Ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или ...

Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...

Решение задач на нахождение части числа и числа по части
Для подготовки к решению данных задач проводится работа по усвоению понятия дроби. При устном счете нужно добиться, чтобы каждый учащийся знал: какое действие обозначает дробная черта; что обозначает дробь. Дробная черта обозначает действие деления, а дробь обозначает, что данное разделили на 4 рав ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru