В исследованиях, посвященных самостоятельной работе, до сих пор рассматривалась в основном проблема сущности отдельных видов заданий, но мало внимания уделялось составлению организации работы. В советской дидактике эту проблему изучал И.Н. Исаев в аспекте деятельности руководства. Он использовал в разных классах и по различным предметам три варианта организации работы:
1) познавательное задание в виде вопроса или проблемы;
2) познавательное задание со вспомогательными вопросами;
3) познавательное задание с указанием последовательности и методов выполнения.
Наилучшие результаты дал последний вариант. Согласно основному выводу автора, выбор того или иного варианта зависит от характера учебного материала.
В наше время проблемой организации самостоятельной работы учащихся занимались многие ведущие представители теории обучения в США (Р.М. Ганье, Б.С. Блум и др.). Они в основном исходили из того, как при помощи точной организации добиться усвоения основного учебного материала на базе имеющегося уровня знаний ученика.
Поскольку наше исследование базируется на самостоятельной работе учащихся, организация их деятельности стало одним из основных вопросов, требующих решения. Мы исходили главным образом из двух источников. Во – первых, оставленная нам в наследство эстонская буржуазная педагогика исключительно богата в этом отношении. Данный вопрос весьма подробно разработан в творчестве ведущего эстонского педагога (Й. Кейса), который, опираясь на обширный опыт по составлению и применению рабочих руководств, разработал требования к рабочему руководству. Во-вторых, мы опираемся на эксперименты и опыт учителей-исследователей в области самостоятельной работы.
Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке. Рассмотрим педагогические условия организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:
- любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.
- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.
- обеспечивается сочетание разных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.
- назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. По этому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
- содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.
- самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычки к труду.
Положение о самостоятельности учащихся в обучении, как доказывает вся педагогическая практика, настолько значимо, что его правомерно определить как отдельный, вполне автономный принцип. Прежде всего, потому, что самостоятельность – принципиально важная, стержневая черта человека.
Согласно педагогическим условиям выделены принципы организации самостоятельной работы учащихся на основе двух классификаций.
Первая классификация отражает принципы, относящиеся к содержанию самостоятельной работы, которые подразумевают дидактические цели работы и их соответствие психологическим закономерностям обучения.
Вторая классификация раскрывает требования к организации этой работы (техническое выполнение работы).
При фиксировании принципов ориентированность шла в первую очередь на среднюю ступень школы, а также при прохождении нового материала, когда учащиеся больше всего нуждаются в тщательном руководстве.
Первый принцип к содержанию организации самостоятельной работы – последовательность проведения заданий должна соответствовать звеньям процесса учения, т.е. они должны обеспечивать восприятие учебного материала, его самостоятельную проработку, создание связей с ранее изученным, закрепление, повторение и применение.
Второй принцип – задания должны быть направлены на активизацию мыслительных процессов учащихся на уровне как логического, так и творческого мышления, а также на развитие их учебных умений. При этом они должны учитывать учебно-познавательные возможности и уровень развития учебных умений учащихся, предполагать их посильное умственное напряжение. Лишь в таком случае самостоятельная работа выполнит свою развивающую функцию.
Информация о ообразовании:
«Сетлемент» - С.Т.Шацкого
В условиях демократического подъема в педагогике, в практике прогрессивных учителей появляется поиск новых путей просвещения народа, подготовки подрастающего поколения к жизни. Проблема занятности детей во внешкольного времени стала острой социальной проблемой. Педагоги-энтузиасты, чтобы отвлечь де ...
Колыбельные как средство воспитания
ребенка раннего возраста
Название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качалку зовут колыбель, зыбка. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четыр ...
Решение задач на совместное движение
Начиная с 5-го класса, ученики часто встречаются с этими задачами. Еще в начальной школе учащимся дается понятие «общей скорости». В результате у них формируются не совсем правильные представления о скорости сближения и скорости удаления (данной терминологии в начальной школе нет). Чаще всего, реша ...