Документация педагогического исследования

Страница 2

В педагогическом исследовании редко применяют графики, но там, где они используются, появляется возможность в наглядной и убедительной форме сообщить необходимые данные.

Велика роль различных видов документации, получаемой при использовании технических средств в процессе научного исследования:

· аудиозапись совершенно точно воспроизводит речь и тем самым даёт возможность тщательного анализа её содержания. Воспроизводя оттенки голоса говорящего, интонацию его речи, реплики окружающих, ответную реакцию на них выступающего, она позволяет анализировать не только содержание самой речи, но и отношение человека к тем идеям, которые он высказывает, а аудитории – к сказанному выступающим и к нему самому;

· с помощью фотографии фиксируется обстановка, в которой происходит изучаемое действие;

· видеодокументация отражает наблюдаемое явление в его целостном, нерасчленённом виде, как единый процесс, помогает устанавливать взаимозависимость различных частей, анализировать отдельные стороны изучаемого объекта, обстановку, в которой протекал наблюдаемый факт, содержание той деятельности, которой заняты ребята, формы и методы этой деятельности, отношение к ней школьников, роль учителя в её организации.

Таким образом, различные средства отображения, научная документация оказывают исследователю помощь в последующем осмыслении собранных фактов.

Логическое и динамическое развитие педагогического исследования считает необходимым реализацию следующих этапов педагогического исследования: постановочного (подготовительного), собственно-исследовательского, оформительско-внедренческого.

Подготовительный этап характеризуется следующими показателями:

1. Получение информации о функциональном описании объекта изучения.

2. Выявление противоречий между существующей педагогической практикой и потребностью узнать суть педагогического явления.

3. Формулирование научной проблемы.

4. Формулирование гипотезы разрешения противоречия между положениями об объекте изучения и задачей изучить суть данного объекта.

Основным результатом подготовительного этапа педагогического исследования является предположение исследования, представленное в качестве системы ведущих положений, истинность которых нуждается в изучении и подтверждении достоверности.

В процессе организации подготовительного этапа необходимо соблюдать логику его структурных компонентов, так как все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвинутые проблемы и формулировки темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет – аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет – это то, с чем исследователь намеревается получить новое знание.

Таким образом, можно утверждать, что перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве всего исследования.

Исследование на подготовительном уровне является полноценным научным исследованием и представляет собой базу и основное, содержание педагогики. Исследование на данном этапе требует высокой квалификации, большой пытливости и изобретательности ученого и базируется на системе анализа действительности, направленного на возможно более точное описание педагогического явления во всем его многообразии.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Общая характеристика недоразвития речи у детей
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жа ...

Специфика построения обучающих программ по декоративно - прикладному творчеству
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного д ...

Наглядность как принцип обучения с точки зрения различных педагогов
коменский образование диалектика обучение Впервые сформулированный Я.А. Коменским принцип наглядности был в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Психологические исследования, посвящённые использованию различных средств наглядности, проводились Л.В. Занковым, И.М. С ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru