В русском языке словесное ударение выполняет не только кульминативную, но и смыслоразличительную функцию, дифференцируя слова и их фонемы (например: пИли - пилИ, крУжки - кружкИ). Как отмечает отечественный лингвист Р. И. Аванесов, говоря о фонетическом оформлении слова, необходимо иметь ввиду, что оно регулируется нормами образцового литературного произношения, или орфоэпии (от греческого orthos - прямой и epos - речь). К числу орфоэпических норм русского языка относятся, например, разные степени редукции гласных в безударных слогах (вадa, въдавoс, с'эм', с'эим'oркъ), оглушение звонких согласных в конце слов перед паузой или в середине слов перед глухими согласными (дуп, вос, трyпка, скaска), озвончение глухих согласных перед звонкими (проз'ба, одгyл), смягчение согласных перед гласными и, э (п'илa, в'инo, п'eна, в'eна) и многие другие общие и частные правила произношения слов.
Однако само по себе правильное произношение может существенно видоизменяться в зависимости от стилей произношения.
Из разнообразных стилей произношения, встречающихся в жизни, Л. В. Щерба выделял два основных: «один - свойственный спокойной беседе людей и другой, который мы употребляем, когда по каким-либо причинам хотим сделать нашу речь особо отчетливой, для чего мы ясно артикулируем все слоги каждого слова».
Если рассмотренные ранее фонемы и словесное ударение представляют собой фонетические элементы, из которых построены слова и их формы, то интонация имеет отношение преимущественно к фонетической структуре фразы. Фраза, соответственно, и определяется как смысловое единство, целостность и законченность которого выражается интонационными средствами.
Исследования лингвистов показали, что наличие интонации является важным фактором коммуникации, так как для осмысления предложения необязательно понимать все составляющие его слова. Именно благодаря интонации достигается понимание смысла предложения.
В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых - изменение громкости и темпа произнесения, модуляция высоты голоса и распределение пауз.
Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы и фраз на синтагмы.
Синтагмой называют часть фразы, состоящую из группы смежных слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим.
Помимо синтагматического ударения следует указать на так называемое логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяются слова, особо важные для передачи ее смысла.
Для логического ударения используются те же фонетические средства, что и для синтагматического. Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических и тем самым усиливает его по сравнению с другими. Так, на вопрос: «Где были вчера наши гости?» следует ответ: «Наши гости /были вчера/ на выставке». В данном случае логическое ударение совпадает с ударением второй синтагмы, которое благодаря этому оказывается более сильным, чем ударение первой синтагмы.
Поскольку и синтагматическое и логическое ударение проявляются в рамках фразы, оба они могут рассматриваться как разновидности фразового ударения, осуществляемого с помощью тех или иных интонационных средств.
Говоря о произносительной стороне речи нельзя не охарактеризовать такую единицу речи, как слово, так как она является основной в лингвистике. За словом стоит целая система связей, составляющих определенное «семантическое поле». Объединенное общепринятое семантическое содержание слова составляет его значение, субъективная семантическая значимость слова называется его личностным смыслом.
В процессе речи каждое слово вводится в определенный контекст, в предложение, которое является ведущей единицей общения, а предложения, в свою очередь, объединяясь, образуют текст.
Внятность и членораздельность произношения - эти два понятия не покрывают друг друга. Устная речь может быть достаточно внятной, но при этом еще далеко не до конца членораздельной. И наоборот, можно представить себе такие случаи, когда в произношении отображены и отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка, но при этом звучание речи настолько отклоняется от нормального для данного языка, что понять такую речь трудно.
Информация о ообразовании:
Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы
Таблица 1 № темы Наименование темы Количество часов на изучение темы Время (период) изучения темы Место изучения темы (мастерские или предприятие) Курс Полугодие Месяц (месяцы) 45 Ремонт приборов системы охлаждения и смазки 18 2 2 Февраль Обучение в мастерских Содержание темы по программе производс ...
Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции
Изучив методы преподавания в Др. Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали внимательно изучать земную жизнь, а не загробную. В 432г. до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела, изучал его внутрен ...
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по
изобразительному искусству
Преподаватель изо. развивает эстетический вкус, худож-е знания и навыки, воспитывает стремление к познанию к совершенству, чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог ставит перед учеником учебные задачи, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной системе, ...