Понятие произносительная сторона речи

Страница 2

С психологической точки зрения произносительная сторона речи, то есть устная речь является специфической для человека формой общения людей с помощью языка. Лингвистика определяет язык как систему знаков, единиц разного уровня. Лингвистическими единицами речи являются фонемы (смыслоразличительные звуки речи, специфические для каждого языка), лексемы (слова и словосочетания, образующие понятия), совокупность слов, фраз, текст.

По определению Ф. Ф. Рау, фонемой называется наименьшая единица звукового строя языка, способная служить для образования и различения значимых единиц языка - морфем и слов.

Существует различное понимание природы фонемы. Не вдаваясь в подробности дискуссии о фонеме, следует отметить две крайние точки зрения, из которых одну отстаивают представители «ленинградской фонетической школы» (Л. В. Щерба и его последователи Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич), другую - представители «московской фонетической школы» (Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, Б. Р. Кузнецов, А. А. Реформатский и др.).

Обе точки зрения имеют различные аргументы в свою пользу. Однако, надо отдать предпочтение пониманию фонемы в духе Л. В. Щербы.

Разъясняя понятие фонемы, выдающийся советский лингвист Л. В. Щерба писал: «В живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, то есть служить целям человеческого общения. Эти звуковые типы и имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках. Мы будем называть их фонемами».

В русском языке имеется 42 фонемы: а, и, о, у, ы, э, б, б', в, в', г, г', д, д', ж, з, з', (й), к, к', л, л', м, м', н, н', п, п', р, р', с, с', т, т', ф, ф', х, х', ц, ч, ш, щ. Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования знаменательных единиц речи - слов, морфем.

Также, наряду с фонемами, которые составляют основной элемент фонетической системы языка, существенными ее элементами являются словесное ударение и интонация.

Основой словесного ударения является слоговое строение слов. Слог меньше чем слово и больше чем фонема. Слог определяется как наименьшая естественно произносимая и воспринимаемая единица. Звуки, входящие в слог, обладают артикуляторным и акустическим единством.

В слоге выделяют интенсивные и неинтенсивные звуки. Произношение слога сопровождается единым мускульным напряжением, в котором выделяют 3 фазы: усиление напряжения, максимальное напряжение и ослабление. В русском языке словесное ударение сводится к выделению одного из слогов, составляющих слова, посредством, главным образом, более громкого и обычно более длительного его произнесения.

Ударный слог может отличаться от безударного также и уменьшением высоты тона, однако, как утверждает Р. И. Аванесов, в русском языке это зависит от интонационных факторов и не имеет отношения к характеристике словесного ударения как такового. Каждое самостоятельное слово вместе с относящимся к нему служебным словом или частицей имеет свое ударение. Таким образом, число самостоятельных слов в произнесенной фразе определяется количеством словесных ударений, что в значительной мере способствует выделению слов из фразы в процессе ее восприятия.

Сигнализация с помощью словесного ударения количества слов в речевом потоке составляет его основную, так называемую, кульминативную функцию.

Русское словесное ударение характеризуется, как известно, разноместностью и подвижностью. В разных словах оно может падать на различные по счету слоги от начала или конца слова (например: кошка, рука, паровоз, капуста, пуговица). Кроме того, при изменении формы слова или образовании от него другого слова ударение может переходить c одного слога на другой, с одной морфемы на другую (например: рука - руки, голова - головы, молодость - молодой). От места ударения зависит произношение гласных, которые в безударных слогах в большей или в меньшей степени редуцируются.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Направления и формы кружковой работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
Физическое воспитание в ДОУ, учитывая основные задачи по их реализации осуществляется через: -Разработку и апробацию диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности. -Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый с периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). ...

В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической поддержке
Василий Александрович Сухомлинский – российский, советский педагог-новатор, родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя – умер 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР. Член-корреспондент Акад ...

Методы изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Для исследования уровня сформированности самооценки и уровня притязаний детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха был сформирован комплекс методик, включающих в себя субъективные и объективные методы. Таким образом, были использованы следующие методы: 1) Метод тестовой диагностики – «С ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru