Слово творчество происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей.
Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым школьником со II по ХI класс ежегодно.
Вместе с тем разговор о методических аспектах выполнения проектов школьниками требует предварения. Говоря об инерции мышления, стоит напомнить: таковая живет и в школе, где до сих пор слово «дети» часто ассоциируется с понятием «несмышленыши». Это одно из самых распространенных наших заблуждений.
Дети обладают раскованным воображением, незашоренным, еще не ограниченным психологическими барьерами, которые мы, такие «опытные» часто сами воздвигаем перед своей мыслью.
Школьники оснащают техническими новшествами и сам учебный процесс. Ученик из Вологодской области В. Филиппов изготовил шпаргалку по машиноведению — своеобразный конструктор, позволяющий собирать всевозможные передачи, рычажные системы. Старшеклассники Ярославской области создали увлекательную игру — электротаблицу умножения для первоклассников.
Таких примеров творчества юных можно приводить бесконечно много. Человек, познавший радость творчества, будет вновь стремиться испытать ее. Поэтому так важна педагогически и методически правильно организованная работа над проектами.
Проект — это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, дети участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве и реализации. Цель проектирования — сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, способствовать творческому развитию (см. схему 1).
Схема 1.
Творческая составляющая в работе над проектом.
|
Организационно-подготоительный этап
|
Технологический этап
|
Заключительный этап
|
Творческий подход |
Следует ориентироваться на развитие максимальной самостоятельности школьников при работе над проектом. Это ни в коей мере не отрицает направляющую и контролирующую роль преподавателя. Без его помощи ученик не сможет довести работу до логического завершения. Вместе с тем реалии жизни показывают: Некоторые школьники не смогут выполнить творческие проекты. Им можно предложить творческие задания по образцу. Такой подход гуманистичен, он не травмирует ребенка, не заставляет страдать его от ощущения собственной несостоятельности.
Информация о ообразовании:
Пути воспитания внимания
Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует ...
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному
искусству в школе
Методика – совокупность приемов обучения и воспитания. Приемы обучения–моменты, из кот. складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения объединенных общим направлением складывается система обучения. Правильно организованное, методически грамотное использование дидактических ...
Возможные формы организации профильного обучения
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное ...