1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.
При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.
Самоанализ урока
1. Оценка общей структуры урока.
К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?
Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения
Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?
4. Воспитание в процессе урока
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики
Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
6. Выбор методов обучения
Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
Информация о ообразовании:
Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Осуществляемый учителями процесс обучения представляет собой развитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются: •производство знаний; •передача знаний; •распространение знаний. Однако, передача знаний, по нашему мнению, должна базироваться на позитивном отношении к учению. В ...
Рисование в общеобразовательных и специальных учебных заведениях России
XVIII - XIX веков. Методика обучения рисованию в Императорской Академии
художеств
Мысль о значимости художественного образования в начальных, средних и высших учебных заведениях различных нехудожественных специализаций и систематического обучения учащихся изящным искусствам наряду с другими общеобразовательными предметами — чтением, письмом, счетом — в отечественной педагогике б ...
Анализ учебной, художественной и методической литературы по проблеме
изучения русского кинематографа
В настоящее время существует большое количество литературы, где рассматривается тема русского кинематографа. Изложение темы русского кино встречается у составителей школьных и вузовских программ. Для начала сделаем анализ различных учебных программ по МХК и рассмотрим, что предлагают авторы по изуч ...