Методика обучения сочинению-повествованию

Статьи по педагогике » Обучение школьников сочинению-повествованию » Методика обучения сочинению-повествованию

Страница 1

Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником. Ученик предполагает возможную развязку действия, передаёт не только пространственные отношения между субъектами и предметами, изображёнными на картине, но и временную последовательность действий, событий. Всё это вносит дополнительные трудности в построение рассказа по картине.

Приступая к работе над рассказом, следует объяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие), кульминацию (самый напряжённый момент в развитии события), развязку (концовка, заключительное действие).

Обучать рассказу лучше всего в форме ролевой игры. Эффективность введения игр в уроки русского языка очень высока. Игра – это самое любимое и естественное занятие детей. Будучи по своей сути социальной, она главным образом учит ребёнка общаться. Введение ролевых игр в обучение повышает интерес учащихся к урокам русского языка, способствует развитию диалогической и монологической речи, даёт возможность наглядно проиллюстрировать, что в зависимости от адресата меняется выбор лексических, синтаксических и стилистически средств языка.

Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, самостоятельному построению предложений, конструированию диалогов, более точному переложению языка живописи на язык словесный.

Для обучения пятиклассников построению рассказа следует использовать жанровые картины с ярко выраженным сюжетом, например «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Не взяли на рыбалку» К.Н. Успенской-Кологривовой, «Оборона Севастополя» А.А. Дейнеки и др.

Ролевая игра при обучении рассказу повышает активность пятиклассников и их домашние сочинения получаются более яркими и творческими. При работе с картиной учителю следует учитывать культуроведческий аспект, поскольку картина может содержать сведения, непонятные сегодняшним школьникам.

Сочинение-повествование на основе сюжетных рисунков традиционно используются в 5-м.

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

Далее мы приведём пример, урок в процессе которого ребята учатся основам построения сочинения-повествования по сюжетным рисункам.

В данном уроке для создания сочинения учащимися используется один из рассказов в рисунках В. Сутеева, известного писателя и художника. Опыт показывает, что творчество этого автора хорошо воспринимается школьниками, которые с удовольствием и интересом работают над созданием рассказов по его рисункам. Веселые рассказы в рисунках позволяют создать хороший эмоциональный настрой на уроке и решить несколько задач: повторить особенности построения текстов повествовательного характера, применить эти знания в новой для школьников ситуации, познакомить учащихся с особенностями построения рассказа. Кроме того, рассказы в рисунках, к которым нет слов автора, обладают хорошими дидактическими возможностями: пятиклассники чувствуют себя сопричастными художнику, получают возможность выступить в роли его «соавтора».

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить сущность понятия самостоятельной работы учащихся на уроке как педагогического явления. Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличи ...

Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству
Преподаватель изо. развивает эстетический вкус, худож-е знания и навыки, воспитывает стремление к познанию к совершенству, чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог ставит перед учеником учебные задачи, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной системе, ...

Диагностирование навыка ансамблирования в процессе коллективных занятий у детей младшего школьного возраста
Ансамбль – это слитность по силе и тембру отдельных голосов внутри партии и равновесие в звучности между партиями хора. Понятие «хорового ансамбля» в хороведении рассматривается как «художественное единство, согласованность и уравновешенность всех компонентов исполнения» (Краснощеков В.И.) в хорово ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru