Теоретическое обоснование проблемы развития орфографической зоркости

Статьи по педагогике » Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников » Теоретическое обоснование проблемы развития орфографической зоркости

Страница 5

На фонетическом принципе основано, например, правописание приставок без-, воз-, низ-, из-, раз-, роз-, чрез-, вз- и др. Эти приставки мы пишем то с буквой “з”, то с буквой “с” в зависимости от того, какой конечный звук этих приставок нами произносится в различных словах (без-брежный, но бес-пощадный; из-бранный, но ис-полненный).

Фонетическими являются написания корней некоторых слов, например: зар-я - зорь-ка; руч-ной - дву-руш-ничать; подскок - скак-ать.

В настоящее время происходит обновление системы обучения орфографии. Выдвижение в качестве ведущего принципа русской орфографии фонематического, а не морфологического, как было принято, в значительной мере должно изменить всю систему обучения орфографии.

Фонематический принцип позволяет осмыслить все орфографические правила как единую систему, а не воспринимать их как ворох скучных, сухих, непонятных правил.

Для того, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила, знакомство с ним целесообразно осуществлять в ситуации орфографического затруднения. Под ситуацией орфографического затруднения понимается такое состояние пишущего, когда он испытывает потребность узнать правило, чтобы выбрать письменный знак.

Так, например, прежде чем ввести правило правописания “сомнительных” согласных, учитель предлагает написать по слуху слово “прут”. Вывод о том, что возможны две различные буквы ( “д” и “т”), подводит к заключению, что по глухому парному согласному звуку “т” на конце слова невозможно выбрать букву. Букву надо выбирать по звуку, который в этом слове произносится перед гласным (по сильной позиции): пруды, прутики.

Фонематический подход был разработан еще в 60-е годы профессором М.В. Пановым и тогда же частично стал применяться в средней школе. Для начальной школы в этом направлении многое было сделано Д.Б. Элькониным, В.В. Репкиным, П.С. Жедек и др.

Так, харьковские психологи В.В. Репкин. и П.С. Жедек в 60-70-е годы разработали и создали учебники (начиная с букваря), в которых последовательно реализовывалась идея обучения орфографии на теоретической основе. Результаты, полученные в ходе эксперимента, убедительно свидетельствовали об эффективности предлагаемой системы обучения. В первых классах к концу учебного года достигалась стопроцентная орфографическая зоркость учащихся, а впоследствии, к 6-му классу, обеспечивалась орфографическая грамотность, значительно более высокая, чем в массовых школах.

Ориентация на фонематический принцип коренным образом перестраивает содержание обучения правописанию. На начальную школу в этом случае возлагаются ответственейшие задачи: во-первых, обеспечить формирование подлинной орфографической зоркости (вооружить учащихся знанием признаков, по которым можно находить большую часть орфограмм, независимо от того, знают ли они соответствующее правило); во-вторых, подвести учащихся к осознанию общей природы орфографических правил и единого порядка действий по правилу (нахождение сильной позиции звука(фонемы) в данной части слова. Именно на начальном этапе эти базовые орфографические умения должны быть сформированы на таком уровне, чтобы впоследствии их можно было развивать, а не перестраивать.

Но фонематическая орфография не была поддержана официальной программой, стала основной в программах развивающего обучения. В последнее время она все шире проникает в традиционную школу.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Информация о ообразовании:

Комплексная программа организации досуга детей младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере «Бригантина»
Разработка данного проекта организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана: - повышением спроса родителей на организованный отдых детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; - модернизацией старых форм работы отделения социальной реабилитации социоза ...

Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе
Проблема развития речи является центральной в обучении детей. Успешность обучения в школе, дальнейшее развитие учащихся в значительной мере зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения ...

Анализ кружковой работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
При определении результатов проведенного диагностирования нами были использованы различные методы спортивно-тренировочного комплекса, которые способствуют развитию и выявлению уровня тренированности скоростно-силовых способностей у детей дошкольного возраста, руководствуясь тем положением, что цель ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru