Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно:
•построить целостную систему обучения;
•повысить мастерство, развить творческие способности;
•обобщить передовой педагогический опыт;
•сократить затраты времени на техническую работу;
•обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:
формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать” организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.
Основные требования к анализу урока учителем:
•цель и задача анализа темы;
•знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
•умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
•характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
•обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
•обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
•психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
•оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
•выполнение намеченных задач урока;
•оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
•умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
•удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
•намечаемые меры по устранению недостатков.
Самоанализ и самооценка урока преподавателем.
При самоанализе урока преподаватель дает:
•краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
•информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
•характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
Информация о ообразовании:
Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...
Рисование в России XVIII века
До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем ...
Структура и способы
построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова
В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обуч ...