Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно:
•построить целостную систему обучения;
•повысить мастерство, развить творческие способности;
•обобщить передовой педагогический опыт;
•сократить затраты времени на техническую работу;
•обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:
формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать” организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.
Основные требования к анализу урока учителем:
•цель и задача анализа темы;
•знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
•умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
•характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
•обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
•обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
•психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
•оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
•выполнение намеченных задач урока;
•оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
•умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
•удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
•намечаемые меры по устранению недостатков.
Самоанализ и самооценка урока преподавателем.
При самоанализе урока преподаватель дает:
•краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
•информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
•характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
Информация о ообразовании:
Виды речи
Существует несколько взаимно связанных видов речи: различают внешнюю речь, к которой, в свою очередь, относятся устная и письменная речь, и внутреннюю речь. Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с друг ...
Интеллектуальные нарушения. Этиология и патогенез
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем ра ...
Анализ техники и методика обучения передаче двумя руками от
груди на месте
Передача мяча – прием техники владения мячом, с помощью которого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском. Существует несколько способов выполнения передач. Передача мяча двумя руками от груди – основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч па ...