Характеристика познавательных психических процессов человека

Статьи по педагогике » Основные категории педагогики » Характеристика познавательных психических процессов человека

Страница 2

Принято различать механическое и смысловое запоминание. Процесс механического запоминания скучен. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются, требуются многократные повторения. Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глубокое проникновение в смысл явлений или предметов. Сохранение - непассивный процесс удержания информации. В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамятство эмоциональной памяти), условий и организации заучивания. Особую роль в сохранении информации, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение бывает непроизвольное, когда мысль всплывает в памяти без намерения личности и произвольное, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Лучшим вспомогательным средством припоминания является опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто узнать среди них нужные.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание - процесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Мышление - психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение - вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения:

1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.

Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ - разложение целого на составные части.

Синтез - восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация - это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам. Систематизация - это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Эстетическая подготовка, ее значение
Эстетическая подготовка – это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мнению, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельно ...

Решение задач на нахождение части числа и числа по части
Для подготовки к решению данных задач проводится работа по усвоению понятия дроби. При устном счете нужно добиться, чтобы каждый учащийся знал: какое действие обозначает дробная черта; что обозначает дробь. Дробная черта обозначает действие деления, а дробь обозначает, что данное разделили на 4 рав ...

Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста
После проведения работы по формированию умения рассказывать с использованием моделирования, уровень полученных знаний был проверен в ходе контрольного эксперимента, проведенного в старшей группе Д/С № 224, в составе 10 человек. Цель: определить уровень развития основных речевых умений. Для осуществ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru