Виды обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике

Статьи по педагогике » Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе » Виды обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике

Страница 1

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на фронтальные, групповые и индиви­дуальные.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-по­знавательной деятельностью всего класса, работающего над еди­ной задачей. Он организует сотрудничество учащихся и опреде­ляет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учите­лю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фрон­тальная работа не учитывает их индивидуальных различий, она ориентирована на среднего ученика. Поэтому одни учащиеся от­стают от заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их мож­но подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обуче­ния предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных за­даний временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из кото­рых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного зада­ния. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту осо­бенность, что как постоянные, так и временные группы объединя­ют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и одним уровнем сформированности учебных умений и навыков. К груп­повым формам относят также парную работу учащихся. Деятель­ностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно, через своих помощников — звеньевых и бри­гадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их не­посредственного контакта с другими учениками. По своей сущно­сти оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одина­ковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обу­чения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, ког­да другие работают самостоятельно, такую форму обучения назы­вают индивидуально-групповой.

Рассмотренные организационные формы обучения являются общими: они применяются как самостоятельные и как элемент лабораторно-практических, семинара и других занятий.

В современной общеобразовательной практике чаще всего ис­пользуют две общие организационные формы: фронтальную и ин­дивидуальную. Гораздо реже на практике применяются группо­вая и парная формы обучения.

Ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. На этот факт обращают внимание М.Д. Виноградова и И.Б. Первин. Они отмечают, что не всякая работа, которая формально протека­ет в коллективе, является по сути коллективной. По своему ха­рактеру она может быть сугубо индивидуальной.

Коллективная работа, по утверждению Х.Й. Лийметса, воз­никает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

♦ класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответ­ствующую социальную оценку,

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

"Мудрая власть коллектива" по В.А. Сухомлинскому
Ответ на вопрос, мучивший Макаренко, удалось дать в практике своей работы В.А. Сухомлинскому. Он реализовал принцип заботы о каждом члене коллектива, о его здоровье, настроении и индивидуальных задатках. Воспитание любовью, уважением, разумом считал В.А. Сухомлинский главным в превращении ребёнка в ...

Комплексная программа организации досуга детей младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере «Бригантина»
Разработка данного проекта организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана: - повышением спроса родителей на организованный отдых детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; - модернизацией старых форм работы отделения социальной реабилитации социоза ...

Психология семейных отношений. Семья как институт воспитания
Традиционно главным институтом воспитания яв-ся семья. Семья м. выступать в качестве как «+», так и «-» направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. Семья вы ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru