§ 2. Информационные ресурсы
Несмотря на все более широкое использование понятия "информационный ресурс", в настоящее время отсутствует его общепринятое определение.
Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются:
Материальные – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;
Природные ресурсы - объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
Трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
Энергетические – носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергия;
В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.
Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
«Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».
В документах и массивах информации, о которых говорилось выше, в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их.
Эти знания зачастую уникальны; их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения и т.п.
Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым.
Однако между информационными и всякими иными ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается «не сжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.
Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, но чаще при этом генерируется дополнительная информация.
Вместе с тем, необходимо понимать, что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами – техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.
§ 3. Информационное общество
Давайте подумаем, откуда появился термин «информационное общество», и что способствовало его развития. Для этого необходимо узнать значение «информационной революции».
Информационная революция представляет собой радикальные изменения инструментальной основы, способов хранения и передачи информации. Информационная революция создает технологическую основу для объединения интеллектуальных способностей человечества.
Первая революция – связана с изобретением письменности.
Изобретение письменности обусловило качественный гигантский и количественный скачок в развитии общества. Появились средства и методы накопления информации и передачи информации. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.
Вторая революция (середина XVI века) – связана с изобретением книгопечатания.
Человек получил не только средства хранения информации, но и средства систематизации и размножения информации. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.
Третья революция (конец XIX века) – связана с изобретением электричества.
Информация о ообразовании:
Самостоятельное творчество как переосмысление детьми литературы,
используемой в патриотическом воспитании дошкольников
Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Наша практика показала, что после прослушивания литературного произведения и п ...
Понятие «отношение» к обучению в педагогической науке
Различные аспекты позитивного отношения детей к обучению, такие как познавательная потребность, познавательный интерес, личность учителя, эмоциональное отношение к обучению, учет индивидуальных особенностей ребенка, специфика взаимоотношений с ровесниками в учебной деятельности, были раскрыты в раб ...
Одаренный ребенок в семье
Кому из родителей не хотелось бы, чтобы их ребенок оказался одаренным, вырос умным, способным? Многие родители замечают у своих малышей незаурядные умственные достоинства: познавательные интересы, остроумие, прямо-таки взрослость некоторых их суждений. И при этом каждый отмечают повышенную умственн ...