Диагностика орфографической зоркости

Страница 5

Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических еди­ниц письма, знание правил орфографии и самоконтроль — условия, которые необхо­димы для выработки грамотного письма.

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на этом этапе.

1. Волшебный квадрат (5х5). Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого накладываете квадрат на пер­вое слово предложения. Постепенно, дви­гая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы», — объясняется ученикам.

Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

2. На каждом уроке отводится 3-5 ми­нут для дополнительного жужжащего чте­ния, а на уроках русского языка использу­ется методика орфографического проговаривания.

3. Алфавитные книжки.

4. Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Позднее можно предложить детям прогова­ривать только по слогам, называя четко каждое слово.

5. Письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных ошибок и со­действующее наиболее прочному усвоению

предмет, признак предмета, который при­сущ данному предмету.

Третий этап — тренировочно-техноло­гический.

Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обос­новывали свой выбор.

На этом этане используется многократ­ное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощуще­ния. Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого пред­лагаются слова с орфограммами в более за­нимательной 4)ОРМе• через любой другой дополнительный материал. Например:

• списывание слов с доски с пропуском букв;

• использование различных группиро­вок (в устной и письменной форме):

• работа в паре с последующей взаимо­проверкой;

• использование ребусов, кроссвордов, загадок;

• игра «Подскажи словечко .» и др. Формы работы, которые вводятся на этом этапе, различны:

• списывание с разнообразными зада­ниями;

• диктанты зрительные, с комментари­ем, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти;

• диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в напи­сании которых сомневается. После дик­танта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда при­ходится напомнить правило, задать на­водящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе;• диктант «Найди слова». Диктуется несколько предложений и дается зада­ние: подчеркнуть слова, которые мож­но проверить. Такие диктанты долж­ны быть небольшими по объему, сос­тоящими из 2-3 предложений;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Особенности развивающей системы обучения в курсе русского языка для начальной школы
Одна из необходимых характеристик развитой личности — диалектико-материалистическое мировоззрение, в частности, понимание материалистической природы языкового знака. Словесные задачи, как и всякие другие, например, дорожные или ритуальные, воспринимаются нашими органами чувств. Материальную природу ...

Содержание и организация констатирующего эксперимента
Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией проводилось на базе ДОУ № 140 г. Красноярска в конце 2-го полугодия 2006 – 2007г. В эксперименте участвовало 8 детей (с сохранным интеллектом) посещающих занятия с логопедом и имеющих ...

Классификация и происхождение глухонемоты
Еще во времена Аристотеля глухонемоту разделяли на врожденную и приобретенную. По мере накопления новых данных выяснилось, однако, что такого рода классификация недостаточна. В настоящее время имеется множество предложений для классификации глухонемоты, но ни одно из них не является ни общепризнанн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru