Полученные данные оформлены в графики динамики формирования самооценки, (на констатирующем и контрольном этапе исследования) у экспериментальной группы (рис. 3) и контрольной (рис. 4), которые приведены в приложении VII и VIII.
Анализ полученных данных показывает, что у детей контрольной группы произошли незначительные изменения результатов: 1 ребёнок остался несформированным уровнем самооценки, у 3 детей результаты повысились от низкого и несформированного уровня до среднего, у 1 ребёнка со среднего уровня результаты упали до несформированного, а 2 так и остались на низком уровне развития самооценки. Это так же отражается в рисунках детей по методике «Человек» и отражается в экспертной оценке воспитателя группы и учителя-дефектолога. Которые утверждают, что «представление о себе и оценивание себя» у детей изменилось в ходе интенсивной подготовки к школе. Дети с лучшими способностями и результатами выполнения заданий стали адекватнее оценивать свои возможности, а дети с низким уровнем мотивации к школе и выполнением заданий замкнулись в себе ещё больше, поэтому их самооценка осталась на таком же низком уровне, но результаты даже понизились.
В экспериментальной же группе произошли заметные изменения: 4 ребёнка с несформированным и низким уровнем самооценки на констатирующем этапе достигли к концу эксперимента среднего уровня; 1 - от несформированного уровня перешел к завышенной самооценке, что тоже соответствует возрастной норме; 1 девочка стала более адекватно оценивать свои возможности, оставшись на том же среднем уровне, и 1 мальчик с низкого уровня перешёл на несформированный. Т.е. при дальнейшей работе, его самооценка, возможно, оптимизируется. Динамика самооценки видна и в рисунках «Человек»: дети стали в большинстве рисовать «себя» посередине листа, располагая рисунок на весь лист. Эмоциональное благополучие проявляется в количестве ярких красок и соответствии их реальным (например, волосы не красные, а черные, коричневые и желтые и т.п.). Независимые эксперты, воспитатель группы и учитель дефектолог отметили, что «дети, после проведённой работы, стали более адекватны в эмоциях, в отношении к своим успехам и неудачам. Уровень притязаний заметно повысился. Дети ставят цели в соответствии со своими возможностями, а раньше они боялись неудач, потому занижали свои притязания. Что касается Насти и Ерасена, то у Насти большое влияния на её развитие оказывает неблагополучие в семье, а Ерасен очень гиперактивен и даёт немного ниже результаты, чем у других детей по всей учебной программе. Он хочет быть самым хорошим и умным, но выполняя задания, не получает высших оценок. Поэтому уровень «самооценки остаётся несформированным».
Таким образом, мы доказали эффективность проведённой коррекционной психолого-педогагической программы и разработали следующие рекомендации для воспитателей и родителей данной категории детей:
§ для игр-драматизаций необходимо выделять специальное время в режиме дня;
§ необходимо проводить экскурсии для детей, предшествующие традиционным играм-драматизациям (в магазин, аптеку и т.п.);
§ привлекать детей к организации самих игр и подготовке необходимых костюмов и атрибутов для них;
§ учить детей передавать эмоции и чувства с помощью невербальных и вербальных средств общения;
§ учить детей сопереживать друг другу;
§ учить детей переносить полученный в мире опыт в реальную жизнедеятельность;
§ расширять представления детей о моральных и этических нормах поведения, о чертах личности людей и способах оценивания себя и других.
В рамках нашего исследования была поставлена цель – изучение эффективности формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством игры-драматизации.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Провести анализ научных публикаций по проблеме самооценки и роли игровой деятельности в процессе ее формирования.
2. Изучить особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
3. Исследовать влияние игры-драматизации на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
4. Составить коррекционно-развивающую программу по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Информация о ообразовании:
Воспитание и его место вструктуре образовательного процесса
Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие ...
Профильное обучение как педагогическое явление
Профильное обучение предполагает включение мощного социально-педагогического и психологически-диагностического блока, предоставляющего школьникам возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, сте ...
Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х
классов
По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некотор ...