Эмоциональное развитие детей в игре

Страница 3

Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой – может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции (Л.А. Венгер, Ю.З. Гильбух, Е.Е. Кравцова, И.В. Дубровина, У.В. Ульенкова, Н.И. Гуткина и др.). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С.А. Шмаков (1994) считает, что само название используемых с этой целью игр – интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические – звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей. Такие игры могут быть построены на учебном и неучебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету, а также в режим работы группы. Большинство дидактических игр основано на состязательности, соревновательности («Кто больше знает?», «Кто точнее назовет?», «Кто самый наблюдательный?») и может проводиться в виде индивидуального или командного первенства учеников .

Значительным потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов располагают и так называемые досуговые интеллектуальные игры. В их число входят игры «Что? Где? Когда?», «Брейн – ринг», «Поле чудес», «Счастливый случай» и другие аналоги телевизионных игровых программ; «Защита проектов (фантастических, экологических, художественных)», «Вечера загадок и отгадок», «Дни веселых задач», «Турнир знатоков», «Конкурс смекалистых»; игры – путешествия «В страну сказок», «В царство Берендея» и т.д. Коррекционно-развивающий и дидактический эффект этих игр заключается в создании условий, которые дают детям возможность получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других; они моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, выявляют личностные качества участников и сплачивают их («общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры») . Желательно, чтобы каждый воспитатель имел свою собственную «Энциклопедию познавательных детских игр», которые он мог бы предложить воспитанникам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей, склонностей и интересов, этапа коррекционно-развивающей работы. Не лишним будет и создание в группе игротеки интеллектуально – развивающих игр, к которой дети могли бы обращаться самостоятельно в свободное от уроков время. Действенным средством совершенствования таких значимых для учебно-воспитательной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, зрительно-моторные координации, память, мыслительные операции и др., являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом санитарно – гигиенических норм.

Игра это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, правила поведения, окружающую действительность. Поступки, совершаемые в игре, обусловлены как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. В игре реализуется способность ребенка «быть и собой, и другим».

Поэтому, целесообразно использовать игру и как форму организации детской жизни. Игра – присущий детскому возрасту вид активности – логично проецируется на достижение определенных педагогических целей, в том числе связанных с коррекцией поведения детей. Известно, что некоторые дети не всегда сразу и с удовольствием откликаются на просьбу навести порядок в группе, в игровой комнате и нередко сопровождают свой отказ капризами, протестом, агрессивными действиями. Но стоит эту просьбу перевести в игру, например « Бюро находок », как дети тут же приступают к делу. Теперь они не просто наводят порядок, раскладывают предметы по местам, расставляют ровно столы и стулья, убирают в шкаф пособия, но еще обнаруживают «потерянные» вещи (тут и ластик, и солдатик, и машинка, и заколка для волос) и сдают их в «Бюро находок». Когда работа закончена и в группе чисто, «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются владельцам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей
Наталья Михайловна Сокольникова – современный педагог- методист, объединивший в своих трудах все лучшее в методике преподавания изобразительного искусства, появившиеся за последние годы. В равной степени уделяет внимание и рисованию с натуры и ДПИ, и эмоциональному развитию учащихся. Художественное ...

Основные этапы изучения понятия в школе
В литературе выделяют три основных этапа изучения понятий в школе: При введении понятия используется один из трёх вышеизложенных способов. Во время данного этапа нужно учесть следующее: Прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию введения данного понятия. При построении системы задач на подведени ...

Особенности развития детского коллектива
Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Даже очень хороший организатор не сможет длительное время один нести тяжкое бремя руководителя, если у него не будет твердой и надеж ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru